Слово как культурообразующая сила, Князь Андрей Боголюбский и культурно-историческая среда Владимирского края

Содержание

Слайд 2

«Природа, возделанная духом человеческим, есть культура» Д.М. Велланский, русский философ

«Природа, возделанная духом человеческим, есть культура» Д.М. Велланский, русский философ

Слайд 3

Cultura (лат.) – возделывание, воспитание, развитие, почитание 2 стороны культуры: предметная : культура – совокупность

Cultura (лат.) – возделывание, воспитание, развитие, почитание 2 стороны культуры: предметная :
предметов, артефактов культуры деятельностная : культура – деятельность по созданию артефактов культуры

Слайд 4

Владимирская область – это уникальная среда, взаимодействие природных, исторических, социально-экономических, культурных и

Владимирская область – это уникальная среда, взаимодействие природных, исторических, социально-экономических, культурных и религиозных факторов
религиозных факторов

Слайд 5

Культура Владимирского края представлена в виде "эталонного" русского ландшафта, в памятниках

Культура Владимирского края представлена в виде "эталонного" русского ландшафта, в памятниках архитектуры
архитектуры и градостроительства, топонимии и в эмблематике

Слайд 6

В создании и становлении российской государственности особое историческое место занимает политический и

В создании и становлении российской государственности особое историческое место занимает политический и
духовный центр древней Руси – Владимир и сам Владимирский край. История имеет свое духовное измерение и понимание. История Владимирского края неразрывно связана с историей Церкви, Православием как духовной культурообразующей традицией

Слайд 7

Культурное и природное наследие составляет единый, взаимосвязанный комплекс. В рамках этой системы

Культурное и природное наследие составляет единый, взаимосвязанный комплекс. В рамках этой системы
ключевое значение имеет человек, как носитель определенного типа культуры.

Слайд 8

Православие как духовная культурообразующая традиция укоренена в учении о Слове или Логосе

Православие как духовная культурообразующая традиция укоренена в учении о Слове или Логосе

Слайд 9

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни
сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил.» Послание к евреям, 1,1-2

Слайд 10

В духовной практике традиционных религий большое внимание уделяется слову как устному, так

В духовной практике традиционных религий большое внимание уделяется слову как устному, так и письменному
и письменному

Слайд 11

В становлении и развитии культурно-исторической среды Владимирского края особое место занимает князь

В становлении и развитии культурно-исторической среды Владимирского края особое место занимает князь
Андрей Юрьевич Боголюбский (1120-1174 гг.)

Слайд 12

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский продолжает дело христианского просвещения крестителя Руси святого равноапостольного князя

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский продолжает дело христианского просвещения крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира Святославича
Владимира Святославича

Слайд 13

Родился князь Андрей в 1120 (1125?) году в Кидекше близ города Суздаля

Родился князь Андрей в 1120 (1125?) году в Кидекше близ города Суздаля
в семье суздальского князя Юрия Долгорукого

Слайд 14

После вокняжения князя Юрия Долгорукого на Киевском великокняжеском престоле Андрей Юрьевич как

После вокняжения князя Юрия Долгорукого на Киевском великокняжеском престоле Андрей Юрьевич как
ближайший помощник своего отца получил в 1154 году Вышгород под Киевом, где находилась чудотворная икона Богородицы, привезенная на Русь из Константинополя

Слайд 15

По благословению Божией Матери в 1155 году князь Андрей Боголюбский переносит чудотворный

По благословению Божией Матери в 1155 году князь Андрей Боголюбский переносит чудотворный
образ Божией Матери из Киева (Вышгорода) во Владимир

Слайд 16

С именем князя Андрея Юрьевича связано изменение в середине 12 века статуса

С именем князя Андрея Юрьевича связано изменение в середине 12 века статуса
города Владимира, ставшего из «мизинного» стольным градом Северо-Восточной Руси

Слайд 17

Градостроительная политика князя Андрея является продолжением великого дела святого равноапостольного князя Владимира

Градостроительная политика князя Андрея является продолжением великого дела святого равноапостольного князя Владимира
– основателя города Владимира на Клязьме, Крестителя Руси и Залесья. Христианство изначально возникает как феномен городской культуры и проявляет свою урбанистическую направленность во времена христианизации русских земель. Русь восприняла христианскую веру как весть о святой жизни во Христе, как идею освящения. Эта же плодотворная духовная мысль пронизывала и само градостроительство

Слайд 18

Для оценки градостроительной деятельности князя Андрея Юрьевича Боголюбского чрезвычайно важно понимание значения

Для оценки градостроительной деятельности князя Андрея Юрьевича Боголюбского чрезвычайно важно понимание значения
образца, образа нового христианского города. Таким градостроительным символом в христианской цивилизации были Иерусалим и Константинополь –новый Рим

Слайд 19

На самой высокой точке города (более 50 метров над уровнем Клязьмы) ,

На самой высокой точке города (более 50 метров над уровнем Клязьмы) ,
на кромке береговой кручи в 1158 г. был воздвигнут белокаменный собор Успения Божией Матери, что символизировало посвящения города Богородице

Слайд 20

Успенский собор стал средоточием разносторонней духовной культуры Древней Руси, главным хранилищем книжных

Успенский собор стал средоточием разносторонней духовной культуры Древней Руси, главным хранилищем книжных
богатств, принесенных сюда князем Андреем из Киева. Под сенью собора создавались замечательные произведения древней русской литературы: «Сказания О чудесах от иконы Владимирской Богоматери», многие страницы знаменитого «Печерского Патерика»

Слайд 21

Со строительством белокаменного Успенского собора во Владимире (1158 г.) связано начало летописания

Со строительством белокаменного Успенского собора во Владимире (1158 г.) связано начало летописания в Северо-Восточной Руси
в Северо-Восточной Руси

Слайд 22

Многогранна и плодотворна была литургическая деятельность святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В

Многогранна и плодотворна была литургическая деятельность святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В
1164 году по его почину Русская Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице на 1 августа в память о Крещении Руси святым равноапостольным князем Владимиром.

Слайд 23

Князь Андрей Боголюбский установил 1 октября праздник Покрова Божией Матери и воздвиг

Князь Андрей Боголюбский установил 1 октября праздник Покрова Божией Матери и воздвиг
первый белокаменный храм Покрова на Нерли

Слайд 24

18 июня (1 июля) был установлен праздник в честь иконы Боголюбивой Божией

18 июня (1 июля) был установлен праздник в честь иконы Боголюбивой Божией Матери
Матери

Слайд 25

На Владимирской земле князь Андрей Боголюбский впервые сформулировал комплекс общественно-политических идей, которые

На Владимирской земле князь Андрей Боголюбский впервые сформулировал комплекс общественно-политических идей, которые
впоследствии были реализованы в деятельности московских князей по собиранию Русских земель, провозгласив идею самодержавия – основой политической жизни народа

Слайд 26

Парадный наплечник (armilla) князя Андрея Боголюбского. Подарок императора Фридриха Барбароссы 12 век. Лувр, Франция

Парадный наплечник (armilla) князя Андрея Боголюбского. Подарок императора Фридриха Барбароссы 12 век. Лувр, Франция

Слайд 27

Этапы русской истории представляют города Киев, Владимир, Москва и Санкт-Петербург. Особое место

Этапы русской истории представляют города Киев, Владимир, Москва и Санкт-Петербург. Особое место
в этом списке столиц занимает Владимир, связующее звено Руси Киевской и Руси Московской

Слайд 28

Личность и деяния князя Андрея Юрьевича Боголюбского и ныне объединяет историческую Русь. Создавая

Личность и деяния князя Андрея Юрьевича Боголюбского и ныне объединяет историческую Русь.
культурно-историческую среду Владимирской земли, князь Андрей созидает особое духовное пространство - пространство веры.