Собор Парижской Богоматери

Содержание

Слайд 2

Notre Dame de Paris

Notre Dame de Paris

Слайд 3

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - это духовное и географическое «сердце» Парижа.

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - это духовное и географическое «сердце» Парижа.
Расположен на острове Сите в восточной ее части, построена она на месте, где стояла первая христианская церковь Парижа – базилики Святого Стефана, а она в свою очередь была построена на месте, где в давние времена стоял галло-римский храм Юпитера.
В соборе присутствует двойственность стилистических влияний: с одной стороны, здесь присутствует готический стиль, использованы новаторские архитектурные достижения, и они создают некую простоту вертикальной конструкции и придают зданию легкость, с другой, - здесь присутствуют отголоски Нормандии, ее романского стиля, со свойственным ему плотным и мощным единством. Много разных архитекторов принимали участие по ходу строительства собора. Об этом свидетельствуют отличия, разные по высоте башни и западная сторона, а также отличается и стиль. В 1245 году было закончено строительство башен, а всего собора – в 1945 году.
Одна из величайших реликвий христианства, хранится в этом соборе – это Терновый венец Иисуса Христа. Венец до 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, далее его оттуда перевезли в Константинополь, во дворец византийских императоров.

Слайд 4

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях
мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III на месте храма Юпитера (который существовал ищо за времен римлян). Строительство собора продолжалось до 1250 года, но полностью его было построино в 1345 году. Деньги на строительство храма поступали от всех желающих: короля, епископов, граждан.

Слайд 5

Нотр-Дам де пари отдаленный от остальных известных мест Парижа. Сооружение недавно полностью

Нотр-Дам де пари отдаленный от остальных известных мест Парижа. Сооружение недавно полностью
очистили, и кирпич опять стал бежевого цвета.

Слайд 6

Высоко подносятся над площей башни. Это еще не высокие «бефруа» давних

Высоко подносятся над площей башни. Это еще не высокие «бефруа» давних времен,
времен, но они ничего общего не имеют с романскими глухими башнями. Широкие, стрельчатые прорезы и много вертикальных тяг делают их легкими и ажурными.

Слайд 7

Архитектура

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов —

Архитектура Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов
скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Слайд 8

Портал Девы Марии

Своды центрального нефа собора поднимаются в высоту на 35

Портал Девы Марии Своды центрального нефа собора поднимаются в высоту на 35
метров. После яркого солнечного света глаза долго не могут привыкнуть к полумраку, хотя раньше в соборе было еще темнее, и пришлось специально пробивать новые окна в боковых стенах для лучшего освещения центрального нефа. На многочисленных витражах собора представлены сцены из земной жизни Христа и Девы Марии, изображения патриархов, библейских царей, апостолов, святых. Но почти все они представляют собой копии, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю оригиналы. В неприкосновенности до наших дней дошло только центральное окно-роза.

Слайд 9

Портал Святой Анны

Как и в других готических храмах, в Соборе Парижской Богоматери

Портал Святой Анны Как и в других готических храмах, в Соборе Парижской
нет настенной живописи, и только статуи - мужчин, женщин, королей, епископов и воинов, из мрамора, серебра и даже восковые - украшают интерьер собора.

Слайд 10

Галерея Королей

Средний ярус собора занимает Галерея Королей. Это зубчатый карниз, протянувшийся

Галерея Королей Средний ярус собора занимает Галерея Королей. Это зубчатый карниз, протянувшийся
вдоль всего фасада здания, с 28 нишами, в которых помещены скульптуры легендарных библейских королей, предков Иисуса Христа. Каждый из 28 библейских владык считался своего рода прототипом одного из королей Франции - таким образом французские монархи были как бы новым земным воплощением древних святых.

Слайд 11

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и
вес всей крыши составляет 210 тонн

Слайд 13

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических
существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

Слайд 15

Скульптура совывся яскравая от прикосновений так как есть легенда, что у того,

Скульптура совывся яскравая от прикосновений так как есть легенда, что у того,
кто коснется к скульптуре исполнятся все желания.

Слайд 16

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за
образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Слайд 17

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса
Христа
До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе.
В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора.
.

Слайд 18

18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В

18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В
1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
У першу пятницу кожного місяця о 15:00, а також у Страсну П'ятницю католицького Великого посту Терновий вінець разом із часткою Хреста Господнього і Цвяхом від нього виносяться для поклоніння віруючих.

Слайд 19

Собор з його чудовим внутрішнім оздобленням протягом багатьох століть служив місцем проведення

Собор з його чудовим внутрішнім оздобленням протягом багатьох століть служив місцем проведення
королівських одружень, імператорських коронацій і національних похорону.
У 1302 році в ньому вперше зібралися Генеральні Штати - перший парламент Франції.
Тут немає настінного живопису, і єдиним джерелом кольору є чисельні вітражі високих стрілчастих вікон.
За часів Людовика XIV, в кінці XVII століття, собор пережив серйозні зміни: могили і вітражі були зруйновані.

Слайд 20

Значна частина вітражів виконана в середині XIX століття. Головний вітраж - троянда

Значна частина вітражів виконана в середині XIX століття. Головний вітраж - троянда
над входом до собору - частково справжня, що збереглася від Середніх століть (9,6 метрів в діаметрі). У центрі її Богоматір, навколо - сезонні сільські роботи, знаки зодіаку, гідності й гріхи. Дві бічні троянди на північному і південному фасадах собору в обох трансепта - по 13 метрів у діаметрі (найбільші в Європі). При реставрації вітражі вікон передбачалися спочатку білі, але Проспер Меріме наполіг на тому, щоб вони були виконані схожими на середньовічні

Слайд 22

Великий дзвін (звучить у тоні фа-дієз) дзвонить дуже рідко. Решта дзвони

Великий дзвін (звучить у тоні фа-дієз) дзвонить дуже рідко. Решта дзвони дзвонять
дзвонять у 8 і о 19 годині. Кожен з них має своє ім'я:

Angelique Franςoise, вагою 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, вагою 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, вагою 813 кг (фа);
Denise David, вагою 670 кг (фа-диез).

Слайд 23

Легенди Собору

«Алхімія Парижа»: «За задумом єпископа Гійома, Нотр-Дам повинен був стати кам'яним

Легенди Собору «Алхімія Парижа»: «За задумом єпископа Гійома, Нотр-Дам повинен був стати
трактатом з алхімії, довідником таємницею науки. Розгадавши значення символічних барельєфів, можна отримати філософський камінь, здатний перетворювати звичайні метали в золото, зціляти хвороби і зупиняти час. За легендою, Гійом Паризький отримав філософський камінь і сховав його в колоні собору залишивши нащадкам зашифроване вказівка, як його знайти ».

Прихильники езотеричних учень стверджують, що архітектура і символіка собору Нотр Дам це свого роду зашифрований звід окультних учень - саме в цьому сенсі Віктор Гюго говорив про Нотр Даму як про 'найбільш задовільному короткому довіднику окультизму'

Слайд 24


Ще одна легенда - про диявола-коваля. Стулки воріт Нотр Дама прикрашені чудовим

Ще одна легенда - про диявола-коваля. Стулки воріт Нотр Дама прикрашені чудовим
візерунком з кованого заліза з настільки ж дивовижними залізними замками. Викувати їх було доручено ковалеві на ім'я Біскорне. Коли коваль почув, що йому потрібно буде викувати фігурні замки і узори для воріт найкрасивішого собору Парижа, - злякався не на жарт. Подумавши, що йому ніколи з цим не впорається, він спробував закликати на допомогу диявола.

Легенди Собору

Слайд 25

Наступного дня, коли канонник Нотр Дама прийшов подивитися на роботу, він застав

Наступного дня, коли канонник Нотр Дама прийшов подивитися на роботу, він застав
коваля без почуттів, але в кузні погляду його з'явився справжній шедевр: фігурні замки, накладні ковані узори, що представляли собою ажурні переплетені листя. У день, коли обробка воріт була закінчена, а замки врізані - ворота було неможливо відкрити! Довелося окроплювати їх святою водою.
Біскорне, уражений докорами совісті, посмутнів, став мовчазний і незабаром помер. Таємницю свою він забрав із собою, так і не розкривши її - або з побоювань, що секрет буде вкрадений, або ж побоюючись, що, з'ясується, що ніхто не бачив, як він кував ворота Нотр Дама ...