Слайд 2Социалистический реализм — художественный метод,
построенный на социалистической концепции мира и
![Социалистический реализм — художественный метод, построенный на социалистической концепции мира и человека.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-1.jpg)
человека.
Художник должен служить своими произведениями
строительству социалистического общества,
изображать жизнь в свете идеалов социализма.
Создавались нормы и критерии, диктуемые
коммунистической партией, и художник
должен был творить в соответствии с ними.
Слайд 3 Искусство социалистического реализма являлось инструментом партийной идеологии. Писатель был «инженером» души
![Искусство социалистического реализма являлось инструментом партийной идеологии. Писатель был «инженером» души человека,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-2.jpg)
человека, пропагандистом.
Он воспитывал читателя в духе коммунистической партии.
Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории.
В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой:
Слайд 4 Герой соцреализма
Герой — идеальный коммунист и пример для общества.
— прогрессивный
![Герой соцреализма Герой — идеальный коммунист и пример для общества. — прогрессивный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-3.jpg)
человек, которому чужды сомнения души
Слайд 5Ленин об искусстве
Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены
![Ленин об искусстве Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-4.jpg)
среди широкого класса трудящихся... Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними". Кроме того: "Литература должна стать партийной... Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "винтиками и колесиками" одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса.
Слайд 6М.Горький: "Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения,
![М.Горький: "Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-5.jpg)
с высоты которой … ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора".
Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.
Слайд 7Принципы соцреализма
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а народ это
![Принципы соцреализма Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а народ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-6.jpg)
в первую очередь рабочие и крестьяне.
Партийность. Показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Слайд 8Художники соцреализма
Герасимов А.М.
Дейнека А.А.
Иогансон Б.В.
Корин П.Д.
Пименов Ю.И.
Пластов А.А.
Ряжский Г.Г.
Чуйков С.А.
Моор Д.С.
Кукрыниксы
![Художники соцреализма Герасимов А.М. Дейнека А.А. Иогансон Б.В. Корин П.Д. Пименов Ю.И.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-7.jpg)
Слайд 12П. Корин при оформлении мозаичного панно станции метро Комсомольская-кольцевая
![П. Корин при оформлении мозаичного панно станции метро Комсомольская-кольцевая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-11.jpg)
Слайд 14Герасимов
Александр Михайлович
1881 – 1963 гг.
Действительный член АХ СССР. Народный художник СССР.
![Герасимов Александр Михайлович 1881 – 1963 гг. Действительный член АХ СССР. Народный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-13.jpg)
Лауреат Государственных премий (1941, 1943, 1945, 1949).
За «Групповой портрет старейших художников» и «Портрет А.Ф. Гедике» (1956) был награжден бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе (1958).
Слайд 16Начиная с 1926 года он принимал участие во всех выставках АХРР.
Во
![Начиная с 1926 года он принимал участие во всех выставках АХРР. Во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-15.jpg)
второй половине 1920-х годов основным в творчестве Герасимова были картины, посвященных командирам Красной Армии и образам В.И.Ленина.
Слайд 19К началу 30-х годов Герасимов стал из главных деятелей АХРР. После избрания
![К началу 30-х годов Герасимов стал из главных деятелей АХРР. После избрания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-18.jpg)
в 1932 г. единого правления Союза советских художников одним из руководителей секретариата правления стал Герасимов.
1934 г. - поездка по Западной Европе и создание серии акварельных этюдов.
1936 г. - персональная выставка в Москве (более 100 произведений живописи и графики)
Слайд 20Выступление Сталина на XVI съезде
![Выступление Сталина на XVI съезде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-19.jpg)
Слайд 21Главным направлением его работы в 1930-е г. был портрет (групповой и индивидуальный).
Балерины
![Главным направлением его работы в 1930-е г. был портрет (групповой и индивидуальный).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-20.jpg)
О.В.Лепешинской,
актрисы А.К.Тарасовой,
артиста И.М.Москвина,
полярника И.Д.Папанина.
Групповой портрет "Первая Конная армия" получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
героев и участников войны.
"Групповой портрет старейших советских художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, В.Н. Мешкова".
Слайд 22За большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства в 1943 году А.М.Герасимов
![За большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства в 1943 году А.М.Герасимов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-21.jpg)
первым из советских художников получил высокое звание народного художника СССР.
Слайд 23КУКРЫНИКСЫ
Куприянов Михаил Васильевич
Крылов Порфирий Никитич
Соколов Николай Александрович
![КУКРЫНИКСЫ Куприянов Михаил Васильевич Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-22.jpg)
Слайд 24Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную
![Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-23.jpg)
известность.
Совместно работая с 1924, Кукрыниксы исполняли карикатуры на темы из литературной жизни.
Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов
Слайд 26Большую роль сыграли карикатуры и плакаты созданные в годы Великой Отечественной войны
![Большую роль сыграли карикатуры и плакаты созданные в годы Великой Отечественной войны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-25.jpg)
1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941).
Значительной силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).
Слайд 2920-х гг. Кукрыниксы выступают как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким
![20-х гг. Кукрыниксы выступают как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-28.jpg)
пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. "12 стульев" и "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; и "Мать" (1950) "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
Слайд 30В станковой живописи Кукрыниксы ставят задачи политического звучания, развивая традиции русского реалистического
![В станковой живописи Кукрыниксы ставят задачи политического звучания, развивая традиции русского реалистического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-29.jpg)
искусства и используя отдельные приёмы своей сатирической графики.
Обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37), обличают фашизм ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967.
Слайд 33Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования
![Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1032015/slide-32.jpg)
в коллективном творческом процессе.
Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.