Слайд 2Список литературы:
Анисимова, Т. В. 1) О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев

Басовых / Т. В. Анисимова //История библиотек: исследования, материалы, документы. — СПб. : РНБ, 2010. — Вып. 8. — С. 264—277; 2) Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI — начало XVII в.) /Т. В. Анисимова // От Средневековья к Новому времени:сб. ст. в честь О. А. Белобровой. — М. : Индрик, 2006. —С. 587—608.
Балакин П. П. Нижегородский серебряник Корнилий Скуляпин// Уваровские чтения – III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность. Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря, Муром, 2001
Гудков А. Г. Старообрядческие книгописные школы конца XVII – начала XX века и их художественные особенности. Центр Льва Гумилева (электронный ресурс) https://www.gumilev-center.ru/staroobryadcheskie-knigopisnye-shkoly-konca-xvii-nachala-xx-veka-i-ikh-khudozhestvennye-osobennosti/
Домбровский Алексей. Искусство первой буквы Электронный журнал КомпьюАрт, № 10-12’2004, 1 и 2’2005, 1-7’2007. https://compuart.ru/article/17243
Маркелов Г.В. 1)«Налепные образцы» в традиционном книгописании, // ТОДРЛ. — СПб.: 2003. Т. LIII. С. 264—288. 2) Книгописный подлинник Строгановых 1604 г. // ТОДРЛ. — СПб.: 2003. Т. LIV. С. 684—699.
Парфентьев Н.П. Орнаментальное творчество книгнописца и художника Гаврилы Басова (посл. четв. XVI – первая треть XVII вв.) / Н.П. Парфентьев, Е.С. Шерстобитова //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки».–2018.–Том 18 (3).– C.84-93
Шерстобитова Е.С. Мастер книжно-рукописного искусства Федор Сергеев сын Басов (посл. Треть XVI – первая четв. XVII вв.) / Е. С. Шерстобитова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 1 (160). — С. 75-84.
Слайд 3Образцы. Европа
БОЛЬШОЙ
ПРОПИСНОЙ
АЛФАВИТ
Исраель ван Мекенем
Бохольт (Вестфалия)
Сер.1480-х гг.
Попал в Россию из Италии

в составе т.н. «фряжских листов»
Слайд 4Восточная Европа
МАЛАЯ ПОДОРОЖНАЯ КНИЖИЦА
печатник
Франциск Скорина, Вильна, 1522
Киноварный большой инициал «С» – ксилографическая

копия с версала «V», положенного на бок.
Слайд 5Россия. Рукописи XVI в.
АПОСТОЛ
Троице-Сергиева лавра, 1530-е гг.
Заставка «старопечатного» стиля
Использован сдвоенный инициал «Е»

Слайд 6Первопечатники русские
ИВАН ФЕДОРОВ, 1560-70-е гг.
Заставки, инициалы Ивана Федорова использовались и служили образцом

печатникам до XX в.
Слайд 7Знаменщики братья Федор, Стефан и Гаврила Басовы
Тверь, Москва, Троице-Сергиева лавра, Сольвычегодск
Типография Верхняя,
Московский

Печатный двор
1590-1630-е гг.
Слайд 8Гаврила сын Сергеев Басов
ПСАЛТЫРЬ С ВОССЛЕДОВАНИЕМ
Троице-Сергиева лавра

Слайд 9Федор сын Сергеев Басов
ИРМОЛОГИЙ ПЕВЧЕСКИЙ
Фантастическое древо

Слайд 10Строгановский книгописный подлинник
Сольвычегодск (?), 1604
Федор сын Сергеев Басов

Слайд 11Граверы Оружейной палаты
Василий Андреев, XVII в.
Леонтий Бунин, ум. после 1714

Слайд 12Нижний Новгород, XVII в.
КАДИЛО
Серебряник, гравер
Корнилий Скуляпин Печерский Вознесенский монастырь, 1640 г.
Не считая

монастырских, в Нижнем Новгороде XVII в. было 16 посадских мастерских