Слайд 2Никита Минов
из мордовских крестьян
патриарх Никон
Слайд 4Накопившиеся веками разночтения в богослужебных книгах и обрядах
Слайд 5Усиление роли церкви в государственных делах
Слайд 6Алексей Михайлович называл Никона своим «собинным» другом
Слайд 7А. Литовченко
Царь Алексей и патриарх Никон у гроба святого Филиппа
Слайд 8«Москва – третий Рим»
Усиление роли РПЦ в православном мире
Слайд 10все богослужебные книги переписывались на основе греческих (византийских) источников
Слайд 12устанавливался единый культ богослужения по греческому образцу
Слайд 14вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстное знамение отменялось
Слайд 16земные поклоны заменялись поясными
Слайд 18во время крестного хода двигались навстречу солнцу
Слайд 20"Аллилуйя" произносить трижды,
а не дважды
Слайд 22Единоголосие
в церковной службе, а не многоголосие
Слайд 23Реформы Никона не затронули внутреннюю суть православия, они касались лишь внешней обрядовой
стороны
Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи
Слайд 24А. Кившенко: Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги
Слайд 25Вместе с тем реформа сразу же встретила упорное сопротивление со стороны её
многочисленных противников
Слайд 26Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее
проведения
Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным
Слайд 27Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом
разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами.
Слайд 28Были и идейные противники - упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой
веры
Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским рукописям
Слайд 29Церковный раскол
новообрядцы-никонианцы
и
старообрядцы-раскольники
Слайд 30Протопоп АВВАКУМ стал вождем старообрядцев-раскольников
Слайд 32Его фанатичной последовательницей стала родственница царя
боярыня Морозова
(Феодосия Соковнина)
Слайд 36В ходе реформ патриарх Никон хотел поставить себя наравне с царем, а
церковь выше государства
Слайд 371666
Низложение Никона с патриаршего престола судом вселенских патриархов
Слайд 40Сослан в Ферапонтов-Белозерский монастырь на Вологде
Слайд 41В 1667 г. церковный Собор официально признал, что реформа не есть личное
дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев.
Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах.
Слайд 431668-1676
восстание монахов Соловецкого монастыря на Белом море
Слайд 48В 1667 году протопоп Аввакум был сослан в Пустозёрск на Печоре.
Слайд 4914 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме, продолжая
свою проповедь, рассылая грамоты и послания.
В 1682 году Аввакум был заживо сожжен в срубе.
Слайд 51Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни
власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию.
Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира.
Тысячи семей уходили в раскол.
В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.
Слайд 56 В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая
мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде.
Слайд 57В 1971 году Поместный Собор РПЦ признал преследования старообрядцев ошибочными