Слайд 2Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему
новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль.
В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые , противоречивые течения, которые назовут модернистскими.
На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция).
Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.
Слайд 3ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ
Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии
в области литературы.
Положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.
Слайд 4Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и
действовать.
Создал теорию «сверхчеловека», человека будущего, который обладает способностью изменять к лучшему не только себя, но и окружающий мир.
Его герой преисполнен добрых, а не злых помыслов, главная цель – созидание, а не разрушение.
Бернард Шоу пользовался особым способом изложения проблем – парадоксом.
Вот почему в его произведениях одновременно присутствуют комическое и трагическое, возвышенное и низменное, фантастика и реальность, эксцентрика, буффонада и гротеск.
Суть и смысл творчества Шоу заключался в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду»
Слайд 5АВАНГАРД В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Новые, модернистские течения
театрального искусства XX века – это:
экспрессионизм в
Германии;
футуризм в Италии;
конструктивизм в России;
сюрреализм во Франции.
Слайд 6ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ГЕРМАНИИ.
В конце Первой мировой войны в Германии возникло новое направление,
отчетливо выразившее отчаянный протест против бездушного отношения к страданиям человека.
Тяжелые последствия войны диктовали театральной сцене новые темы и формы, способные пробуждать душу и сознание человека.
Этим направлением стал экспрессионизм
(фр. «выражение»)
Театральная сцена открывала перед зрителями все нюансы сознания героя: видения, сны, предчувствия, сомнения и воспоминания.
Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика». Героям театральных пьес виделся конец света, грядущая всемирная катастрофа, «последний катаклизм» природы.
Маленький человек, с глазами, полными безнадёжного отчаяния и крика, представал на сцене экспрессионистского театра Германии.
Слайд 7СЮРРЕАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ
Последователи отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к
сферам человеческого подсознания (к сновидениям, галлюцинациям, бредовым речам), сохраняя некоторые черты действительности.