Слайд 2План
Общая характеристика древнеримской политико-правовой мысли, её зарождение и эволюция. Политико-правовое учение Цицерона.
![План Общая характеристика древнеримской политико-правовой мысли, её зарождение и эволюция. Политико-правовое учение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-1.jpg)
Определение государства. Учение о республике.
Римские юристы о государстве и праве. Римские стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Слайд 3Периоды в истории Древнего Рима:
царский (754-510 гг. до н.э.);
республиканский (509-28
![Периоды в истории Древнего Рима: царский (754-510 гг. до н.э.); республиканский (509-28](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-2.jpg)
гг. до н.э.);
императорский (27г. до н.э.- 476г. н.э.).
Слайд 4Знаменитый римский оратор, государственный деятель, юрист, философ–
Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
![Знаменитый римский оратор, государственный деятель, юрист, философ– Цицерон (106-43 гг. до н.э.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-3.jpg)
Слайд 5Идеи Цицерона нашли воплощение в произведениях «О государстве» и «О законах».
Заслуга
![Идеи Цицерона нашли воплощение в произведениях «О государстве» и «О законах». Заслуга](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-4.jpg)
–выдвинутое им определение государства как общего дела, достояния всего народа.
При этом в трактовке Цицерона государство не только выражает общий интерес всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но и представляет собой правовое образование, «общий правопорядок».
Слайд 6Три простые формы правления
царская власть
власть оптиматов (власть принадлежит нескольким выборным лицам)
народную
![Три простые формы правления царская власть власть оптиматов (власть принадлежит нескольким выборным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-5.jpg)
власть (власть принадлежит всему народу)
Слайд 7Недостатки 3-х форм правления:
при царской власти народ отстраняется от общего законодательства и
![Недостатки 3-х форм правления: при царской власти народ отстраняется от общего законодательства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-6.jpg)
принятия законов;
при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;
при демократии несправедливо само равенство.
Слайд 8Идеальной формой правления для Цицерона являлась смешанная, которая включала в себя положительные
![Идеальной формой правления для Цицерона являлась смешанная, которая включала в себя положительные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-7.jpg)
стороны трех простых.
Образцом он считал Римскую республику, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат представлял власть оптиматов, а народные собрания были властью народа.
Слайд 9В основе права, по его мнению, лежит присущая природе справедливость, которая понимается
![В основе права, по его мнению, лежит присущая природе справедливость, которая понимается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-8.jpg)
как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы в частности.
Слайд 10Естественный закон, считал Цицерон,
всегда справедлив;
содержит разумные положения;
является врожденным,
![Естественный закон, считал Цицерон, всегда справедлив; содержит разумные положения; является врожденным, вечным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-9.jpg)
вечным и постоянным;
существует в неписаной форме;
возникает раньше, чем какой-либо писаный закон;
отменить его невозможно и он распространяется на всех людей.
Слайд 11Расцвет римской юриспруденции приходится на 2 в. до н.э. – 3 в.
![Расцвет римской юриспруденции приходится на 2 в. до н.э. – 3 в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-10.jpg)
н.э., а наиболее известными юристами этого периода являются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин.
Слайд 12Правосудие, утверждал Ульпиан, есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом
![Правосудие, утверждал Ульпиан, есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1177092/slide-11.jpg)
и несправедливом.
Источником права считался мировой божественный разум, а право еще не отделилось от нравственности.