Слайд 2Адыги
аталык – воспитатель у народов Кавказа
куначество – дружба между представителями разных племен
и народов.
Слайд 3Они строили обычно большие турлучные (из ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество
этих домов заключалось в том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый очаг. Женщины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь засыпая горячие угольки золой, а утром разжигая их. Для гостей отводили специальную комнату, которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом.
Слайд 4Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные, до пят - платья и
шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.
Слайд 5Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет
(полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.
Слайд 8Большой популярностью у адыгов пользовались исторические, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народные
поэты и музыканты.
Для исполнения их существовал целый набор самобытных музыкальных инструментов, напоминающих по виду и звучанию флейты, скрипки, барабаны и др. Широко использовались музыкальные инструменты и при исполнении танцев, которые были любимым развлечением адыгов.
Известно, что танец отражает душу народа, и это особенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказских гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки.
Слайд 9Казаки
Слово «курень» монгольское. От «куриться», т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли
кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.
Слайд 10Образа – иконы святых
паляница – булка белого хлеба
лампадки – небольшой сосуд с
маслом, зажигаемым перед иконами
лава – скамья
каганец – самодельная лампа
ступа – толчея.
Слайд 11Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины,
турлука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.
Слайд 12Казаки были одеты в темно-синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами.
Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.
Слайд 14 Казаки любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и
подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями.
Слайд 15 Символом полноты прав у казака была шашка. Шашка вручалась казаку стариками в
17 лет без темляка, а в 21 год при отправке на службу получал и темляк для ношения шашки.
Казаки были очень набожны. В церкви, во время службы шашка обнажалась из ножен наполовину, что означало готовность казака постоять за веру. В семье она хранилась на видном месте и передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, то шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.
Шашку и шапку казак мог потерять только с головой. На кругу казаки голосовали шашками, не обладающий полноправием шашку носить не смел. Наказанием для казака было решение круга о лишении права ношения оружия, а затем исключение из станицы и На постриг с одной «чуприной»