Византийское искусство. Архитектура

Содержание

Слайд 2

Эпиграф : «В начале было слово. Слово было Бог»

Эпиграф : «В начале было слово. Слово было Бог»

Слайд 3

Две тенденции в развитии Византийской культуры

Византийская
культура

Античная

Христианская

Две тенденции в развитии Византийской культуры Византийская культура Античная Христианская

Слайд 4

Периоды истории византийского искусства

раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III

Периоды истории византийского искусства раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III
вв.н.э.)
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софииранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (IV- VII вв.)
иконоборческий период (VIII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы
период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т.к. XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации
период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453)

Слайд 5

Предвизантийское искусство. Христианское искусство позднего Рима I-IV вв.

Катакомбы – подземные захоронения первых

Предвизантийское искусство. Христианское искусство позднего Рима I-IV вв. Катакомбы – подземные захоронения
христиан.
Росписи и символы первых христиан.

Слайд 6

Римские катакомбы

Римские катакомбы

Слайд 7

Росписи стен в катакомбах

Рим. Катакомбы Присциллы. «Добрый пастырь»

Рим. Катакомбы Присциллы. Богоматерь Оранта.

Росписи стен в катакомбах Рим. Катакомбы Присциллы. «Добрый пастырь» Рим. Катакомбы Присциллы. Богоматерь Оранта.

Слайд 8

Особенности средневекового религиозного искусства

Принцип соответствия видимых материальных форм духовным идеям.
Мистицизм и символика.
Крест

Особенности средневекового религиозного искусства Принцип соответствия видимых материальных форм духовным идеям. Мистицизм
как символ и основа христианского храма.

Слайд 9

Византийская империя

Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет
Началом Византийской империи принято считать 395

Византийская империя Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет Началом Византийской империи принято
г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную
Столицей восточной части империи сделался Константинополь (ныне Стамбул)– такое имя получил в 330 г. старый город Византий
БизантБизант – имя древнегреческогоБизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя
Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей
Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы
Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира
По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы
Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым Римом
Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками

Слайд 10

Факторы формирования византийской культуры

Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые –

Факторы формирования византийской культуры Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые –
называют следующие:
в Византии была языковая общность (основным языком был греческий)
Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия)
при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры

Слайд 11

Основа византийской культуры - феодализм

Император Константин
претворял в жизнь идею придания христианству

Основа византийской культуры - феодализм Император Константин претворял в жизнь идею придания
статуса государственной религии
объявил свободу разным религиозным учениям
старался придать Византии значение мирового центра
имел неограниченную власть

Слайд 12

Основа византийской культуры - феодализм

Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но

Основа византийской культуры - феодализм Императора не обожествляли, он считался смертным человеком,
по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного
Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически
Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника
Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)
Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению

Слайд 13

Основа византийской культуры - феодализм

Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также

Основа византийской культуры - феодализм Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя
и верховным жрецом (в средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской)
Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель», повелитель вселенной)
С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира

Император Константин I
Мозаика мавзолея Константины
(церкви С. Констанца) в Риме
4 век

Слайд 14

Схизма

Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых

Схизма Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых
веков н.э. развивалась в рамках христианских споров
Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство
Противоречия между Западной
(католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)

Слайд 15

«Око Вселенной»

В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком

«Око Вселенной» В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным
мира, этот город прозвали «Оком Вселенной»
В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом
В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г.
Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства
Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты Античности, тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным

Слайд 16

Три периода «расцвета» византийской культуры
эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской

Три периода «расцвета» византийской культуры эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком»
культуры - 557 – 565 гг.
период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг.
третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.

Слайд 17

Парадоксы византийского искусства

Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных

Парадоксы византийского искусства Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование
художественных стилей, течений и индивидуальных манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе
Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным
Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы
На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии
В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы

Слайд 18

Крест как основа христианского храма

Все концы вселенной

Крестная жертва за грехи мира

Православный храм

Католический

Крест как основа христианского храма Все концы вселенной Крестная жертва за грехи
храм

апсида

трансепт

Центральный неф

Слайд 19

Архитектура

-Принятие христианства привело к изменению архитектуры- основное внимание уделялось внутреннему убранству, ведь

Архитектура -Принятие христианства привело к изменению архитектуры- основное внимание уделялось внутреннему убранству,
внутри проводилось основное богослужение.
-Своды храма расписыва-лись фресками на темы из Библии и Евангелий.
-В центр храма падал свет изо всех окон.

Слайд 20

Храм – воплощение в материи идеи единого Бога. Восприятие храма как символа всего

Храм – воплощение в материи идеи единого Бога. Восприятие храма как символа
Божьего мира БАЗИЛИКА

Базилика св. Себастьяна

Слайд 21

Архитектура Византии

Архитектура Византии

Слайд 22

Архитектура Византии

Центральный неф
церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна
Италия
VI  в

Пол в храме
выложен плиткой

Архитектура Византии Центральный неф церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна Италия VI в

Слайд 23

Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне

Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне

Слайд 24

Церковь св. Виталия в Равенне

Не без основания этот храм считают шедевром византийской

Церковь св. Виталия в Равенне Не без основания этот храм считают шедевром
архитектуры
Она поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм
Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты
Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью

Слайд 25

Церковь св. Виталия в Равенне

Пологий купол покоится на восьми мощных устоях
Эти устои

Церковь св. Виталия в Равенне Пологий купол покоится на восьми мощных устоях
соединены арочными перекрытиями со стенами
Узкой стороной они обращены в центр зала, от чего у зрителя создается впечатление легкости купольной конструкции
Между устоями поставлены колонны с позолоченными капителями, украшенными тонкой и разнообразной резьбой
Широкие проемы окон позволяют проникать свету внутрь здания

Слайд 26

Константинополь. Храм святой Софии. Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. 532—37

Константинополь. Храм святой Софии. Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. 532—37 гг. Крестово-купольный храм
гг.

Крестово-купольный храм

Слайд 29

Храм св. Софии

Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии
Этот храм

Храм св. Софии Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии Этот
со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя
Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников
Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря

Слайд 30

Храм св. Софии

Со всей страны в Константинополь были привезены мастера
Сюда доставили лучшие

Храм св. Софии Со всей страны в Константинополь были привезены мастера Сюда
породы мрамора и гранита
Для украшения храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов
Например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца
В результате грандиозной работы, длившейся пять лет, архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих

Слайд 31

Храм св. Софии

Над центральной частью здания возведен купол
Купол опирается на мощные

Храм св. Софии Над центральной частью здания возведен купол Купол опирается на
циркульные арки и на паруса (парус — часть купольного свода в виде вогнутого треугольника).
С них тяжесть передается на мощные устои, расположенные по четырем сторонам центрального зала
С восточной и западной сторон она дополнительно перераспределялась с помощью конх на устои, расположенные между апсидами (конха — свод в виде полукупола)
С внешней стороны здание было укреплено по четырем сторонам мощными вертикальными выступами — контрфорсами.
Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады, галереи и поместить множество окон
В основании купола находятся сорок окон
Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти не видны
Купол словно парит над храмом, не касаясь стен

Слайд 32

Храм св. Софии

Пространство собора буквально пронизано светом
Этот эффект усиливается отражением лучей от

Храм св. Софии Пространство собора буквально пронизано светом Этот эффект усиливается отражением
мозаичных картин
Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали под прямыми лучами солнца
Обилие света в храме не было случайным
Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа
Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа

Слайд 33

Мировое значение византийской культуры

Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры
Ее основные

Мировое значение византийской культуры Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры
принципы и направления культуры перешли к соседним государствам
Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации
Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи

Слайд 34

Мировое значение византийской культуры

Византия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности многих

Мировое значение византийской культуры Византия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности
народов периода Средневековья
Византийцы открыли духовную природу человека
Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и мистических идей, связанных с образами древнееврейской культуры
На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций

Слайд 35

Мировое значение византийской культуры

Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие

Мировое значение византийской культуры Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны,
к византийскому региону (Македония, Сирия, Херсонес, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь)
Имя файла: Византийское-искусство.-Архитектура.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 1