Выполнили ученицы 10 класса: Самарина Н.С., Королёва А.В. МОУ Вербилковская СОШ Качалина В.В. – учитель истории и обществознания МОУ
- Главная
- История
- Выполнили ученицы 10 класса: Самарина Н.С., Королёва А.В. МОУ Вербилковская СОШ Качалина В.В. – учитель истории и обществознания МОУ
Содержание
- 2. Задачи: - Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; - привить
- 3. История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии и физиологии. Изучение истории
- 4. Доступные ткани Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой
- 5. Материалы для обуви. Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но к XIII веку
- 6. Предметы одежды Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев населения отличался преимущественно
- 7. Мужская и женская рубахи
- 8. Рубаха, сорочица Общее: Была главным, иногда единственным предметом одежды. Ткань: полотно, тонкая шерсть (цатра - козий
- 9. Сарафан
- 10. Сарафан - в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в санскрите «сари» – просто «кусок
- 11. Штаны (порты, гачи) Дополняли нательную одежду мужчин. Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу. Длина - о
- 12. Верхняя одежда О верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало сведений. Свита Вотола Киса,
- 13. Головные уборы Княжеская шапка Женские головные уборы: Венчик Коруна Повой Твердый кокошник, очелье Шапка Мономаха
- 14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с. 2. Бланк А.Ф.,
- 16. Скачать презентацию
Слайд 2Задачи:
- Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций
Задачи:
- Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций
- привить интерес к русской культуре, к ее особенностям;
- обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни;
- привить любовь к родным русским истокам;
- познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями;
- пробудить интерес учащихся к одной из прекраснейших страниц жизни человека;
- воспитание у них эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
- научить понимать взаимосвязь формы костюма и формы человеческого тела, познакомиться с принципами ношения костюма, стилевыми нюансами искусства рассматриваемого периода, бытом и характерными чертами эстетического идеала на разных исторических ступенях его развития;
- научить учащихся разбираться в окружающей их действительности, осознать явления человеческой культуры и общежития, понимать их происхождение из прошлого и тем самым подготовить для них возможность в будущем сделаться сознательными и деятельными участниками общественной жизни.
Отсюда главная цель курса истории:
- облегчить учащимся понимание настоящего в свете прошлого;
- формировании гражданских качеств личности учащегося;
- готовить к активному участию в общественной жизни.
Слайд 3История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии
История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии
Целых предметов одежды IX-XIII веков до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений, а так же изображения на древних фресках, иконах, книжных иллюстрациях - миниатюрах, предметах прикладного искусства.
Материалы эти сопоставляются с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках - летописях, житиях - и разного рода актах. Много дает исследователю так же сопоставление древних изображений и находок с более поздними предметами одежды и народного искусства, в частности с вышивкой, резьбой и росписью вплоть до XIX века.
Слайд 4Доступные ткани
Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся
Доступные ткани
Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся
Шерсти
Льна
Конопли
Материи:
Грубое сукно, холст - основные материалы из которых шилась одежда крестьян и рядовых горожан.
Овчина - шла на зимнюю одежду.
Шкуры диких животных - так как охота на них - привилегия феодалов, шла на одежду городской верхушки и феодалов.
Привозные ткани - доступны только богатым людям. В основном это были византийские или восточные ткани - главным образом шелковые или золотые ткани - оксамиты, паволоки и другие. В "Слове о Полку игореве" упоминается среди самой ценной добычи "злато и паволоки и драгыя оксамиты". Но и у горожан и у крестьян можно было встретить в качестве украшений одежды небольшие куски этих тканей, зачастую с местной вышивкой.
Князь Княжна Крестьянки
Слайд 5Материалы для обуви.
Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но
Материалы для обуви.
Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но
Сыромятная и дубленая кожа - шла на обувь горожан и крестьян побогаче.
Юфть - толстая кожа
Опойка - более тонкая кожа (телячья)
Хоз-сафьян - выделанная кожа коз.
Виды обуви.
Лапти (лыченцы, лычаки)
Поршни (порабошни, постолы, моршни)
Черевики
Сапоги
Слайд 6Предметы одежды
Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев
Предметы одежды
Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев
Руб
Само это слово обозначало кусок, обрывок ткани (ср. рубить, рвать). Слово употреблялось так же в значении "бедная, грубая, плохая одежда". Нужно думать, что с того же корня древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды "рубаха", бытующее до наших дней.
Слайд 7Мужская и женская рубахи
Мужская и женская рубахи
Слайд 8Рубаха, сорочица
Общее:
Была главным, иногда единственным предметом одежды.
Ткань: полотно, тонкая шерсть (цатра
Рубаха, сорочица
Общее:
Была главным, иногда единственным предметом одежды.
Ткань: полотно, тонкая шерсть (цатра
Покрой: туникообразный, кроились из одного перегнутого пополам полотнища ткани. Клинообразные вставки расширяли рубаху у подола, ластовицы - под мышками. Рукава шились узкими и длинными.
Вырез ворота был либо круглым либо четырехугольным.
Разрез - "прямой" (посередине груди) или реже по "косой" - на левой или на правой стороне груди.
Ворот рубахи (возможна стоечка) застегивался на одну или несколько пуговиц - литых бронзовых, костяных, вероятно, и деревянных.
Мужская рубаха
Длина - до колен (иногда ниже).
Ворот, подол, края рукавов могли украшаться вышивкой.
Носится навыпуск, поверх штанов.
Подпоясывается тонким ремнем (с металлической пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно с кистями).
Женская рубаха
Длина - до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды, но могла быть и значительно короче - до икр.
Рукава - так же весьма длинные. У запястья собираются в складки и сдерживаются обручами (браслетами). В домашнем быту рукава носили собранными. Распускать рукава полагалось в торжественных случаях. Например, при ритуальных русальских плясках. Во время русалий, выпивая ритуальную чашу, женщина брала ее через спущенный рукав, в то время. как мужчина брал чашу непосредственно рукой. Возможно длинный рукав мог служить и своеобразным карманом.
Украшалась вышивкой или аппликацией из другой ткани у ворота, подола и концов рукавов, вероятно обильнее, чем мужская.
Пояс - шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей. Шерстяной. Завязывался просто. Ременных поясов женщины не носили.
Слайд 9Сарафан
Сарафан
Слайд 10Сарафан - в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в санскрите
Слайд 11Штаны (порты, гачи)
Дополняли нательную одежду мужчин.
Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу.
Длина -
Штаны (порты, гачи)
Дополняли нательную одежду мужчин.
Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу.
Длина -
Онучи
Длинные, узкие полосы материи, вроде позднейших обмоток.
Носили крестьяне и бедные горожане.
Копытца
Шерстяные носки. Их носили на голую ногу, в том числе и женщины.
Слайд 12Верхняя одежда
О верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало сведений.
Свита
Вотола
Киса,
Верхняя одежда
О верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало сведений.
Свита
Вотола
Киса,
Корзно (кързно, корьзно)
Зимняя одежда:
Кожух - делался из шкуры животного мехом внутрь. Богатые или знатные шили дорогие кожухи, покрытые золотой византийской материей, обшитие кружевами и украшенные каменьями.
Тулуп - нагольный овчинный кожух. Обычно носили люди из простонародья.
Полушубок - как явствует из названия - более короткий, нежели тулуп. так же делался из овчины (преимущественно).
Слайд 13Головные уборы
Княжеская шапка
Женские головные уборы:
Венчик
Коруна
Повой
Твердый кокошник, очелье
Шапка Мономаха
Головные уборы
Княжеская шапка
Женские головные уборы:
Венчик
Коруна
Повой
Твердый кокошник, очелье
Шапка Мономаха
Слайд 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.
2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.
2.
3. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 448с.
4. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995. - 264с.
5. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. - 448с.
6. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. - СПб.: Лениздат,1992. - 224с.
7. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. - 304с.
8. Кашинская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.
9. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.
10. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. - М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астраль", 2003, - 492с.
11. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легбытиздат, 1985. - 264с.
12. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легбытиздат, 1994. - 348с.
13. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб.: Искусство, 2001. - 400с.
14. Эпоха, быт, костюм. Автор: А.Л.Ястребицкая Издательство: М., Искусство Год издания: 1978