Слайд 2Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает
![Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-1.jpg)
в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.
Слайд 3Приёмы строительства.
Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от
![Приёмы строительства. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-2.jpg)
постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.
Слайд 4Особенности архитектуры романского собора:
● В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная
![Особенности архитектуры романского собора: ● В основе плана — раннехристианская базилика, то](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-3.jpg)
организация пространства;
● Увеличение хора или восточной алтарной части храма;
● Увеличение высоты храма;
● Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
● Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн;
● Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.
Слайд 5Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия начинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности
![Скульптура в романской архитектуре. В начале 12-го столетия начинает расти роль скульптуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-4.jpg)
рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Слайд 6Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так
![Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-5.jpg)
чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Слайд 7Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными
![Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-6.jpg)
под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Слайд 8Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря
![Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-7.jpg)
тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.
Слайд 9Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два
![Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1070960/slide-8.jpg)
типа зданий: замок и церковь. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.