Зарождение революционного движения в России. Первая половина XIX века

Содержание

Слайд 2

Значительное влияние на формирование революционной идеологии оказали идеи А.Н. Радищева и французских

Значительное влияние на формирование революционной идеологии оказали идеи А.Н. Радищева и французских
просветителей.
Пребывание за границей позволило передовым представителям русского офицерства познакомиться с идейными течениями и политическими учреждениями европейских стран.
По возвращении в Россию ими ещё острее ощущалась отсталость общественного строя.

А.Н. Радищев
1749–1802 гг.

Слайд 4

А.Н. Муравьёв

С.П. Трубецкой

И.Д. Якушкин

А.Н. Муравьёв С.П. Трубецкой И.Д. Якушкин

Слайд 5

1818 г.

«Союз благоденствия»

В уставе «Союза благоденствия» содержались требования ликвидации военных поселений,

1818 г. «Союз благоденствия» В уставе «Союза благоденствия» содержались требования ликвидации военных
ликвидации крепостного права, введения конституционного правления.
В эту организацию входило около 200 человек. Усиление правительственного контроля над жизнью общества сделало какую-либо легальную деятельность невозможной и «Союз благоденствия»
был распущен.

Слайд 6

В 1821 г. было создано Южное общество в Тульчине,
а в 1822

В 1821 г. было создано Южное общество в Тульчине, а в 1822
г. Северное общество в Петербурге.

Слайд 7

Руководитель Южного общества
П.И. Пестель

Титульный лист
«Русская правда»

Руководитель Южного общества П.И. Пестель Титульный лист «Русская правда»

Слайд 8

В начале 1820-х гг. программу
Северного общества декабристов — «Конституцию» — подготовил
Н.М.

В начале 1820-х гг. программу Северного общества декабристов — «Конституцию» — подготовил
Муравьёв.
«Конституция» предполагала установление в России
конституционной монархии.

Н.М. Муравьёв
1795–1843 гг.

Слайд 9

Избирательное право ограничивалось имущественным цензом.
Крепостное право отменялось.
Помещичья собственность на землю сохранялась.
Крестьянам предполагалось

Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Крепостное право отменялось. Помещичья собственность на землю
раздать по две десятины пахотной земли.

Конституционная монархия

Двухпалатный парламент

Император

Законодательная власть

Исполнительная власть

Верховная дума

Палата народных представителей

задержание принятия закона;
возвращение закона
на повторное рассмотрение;
верховное главнокомандование
без возможности начинать войну
или заключать мир

Слайд 10

14 декабря 1825 г.

Восстание на Сенатской площади

В ходе восстания на Сенатской

14 декабря 1825 г. Восстание на Сенатской площади В ходе восстания на
площади
14 декабря 1825 г. выяснились неготовность организации к выступлению, отсутствие чёткого плана, должной координации действий.

Слайд 11

Восстание на Сенатской площади

Восстание на Сенатской площади

Слайд 12

Во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения:

Во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения:
консерватизм, либерализм и революционно-социалистический радикализм.

Слайд 13

С.С. Уваров — идеолог консерватизма, министр народного просвещения.
В 1830-е гг. сформулировал

С.С. Уваров — идеолог консерватизма, министр народного просвещения. В 1830-е гг. сформулировал
теорию официальной народности. Согласно теории российская цивилизация основывается на началах «православия, самодержавия и народности». Уваровская формула на долгие годы стала основой идеологии России, освящая существующие в ней порядки.

С.С. Уваров
1786–1855 гг.

Слайд 14

На страницах журнала «Телескоп»
в 1836 г. появилось первое
из «Философических писем»
П.Я. Чаадаева.
Он

На страницах журнала «Телескоп» в 1836 г. появилось первое из «Философических писем»
видел причину многих бед в отрыве России от Европы. Он связывал будущее России с принятием западного пути развития.
Разгоревшиеся вокруг письма Чаадаева споры способствовали тому, что среди российских либералов выделились два течения — западники и славянофилы.

П.Я. Чаадаев
1794–1856 гг.

Слайд 15

Славянофилы идеализировали историю допетровской Руси, считали разумным вернуться к патриархальным традициям. Нередко

Славянофилы идеализировали историю допетровской Руси, считали разумным вернуться к патриархальным традициям. Нередко
принижая прогрессивные достижения Запада, они уповали на особый исторический путь России.

Слайд 16

Славянофилы

К.С. Аксаков

И.С. Аксаков

Славянофилы К.С. Аксаков И.С. Аксаков

Слайд 17

Славянофилы

А.С. Хомяков

И.В. Киреевский

Славянофилы А.С. Хомяков И.В. Киреевский

Слайд 18

Славянофилы

П.В. Киреевский

Ю.Ф. Самарин

Славянофилы П.В. Киреевский Ю.Ф. Самарин

Слайд 19

Западники, в отличие от славянофилов, видели развитие России в русле европейской цивилизации.

Западники, в отличие от славянофилов, видели развитие России в русле европейской цивилизации.
Идеологи западников, считая Россию частью Европы, связывали её будущее с конституционной монархией и широким спектром политических свобод.

Слайд 20

Западники

Т.Н. Грановский

С.М. Соловьёв

Западники Т.Н. Грановский С.М. Соловьёв

Слайд 21

Западники

П.В. Анненков

И.С. Тургенев

Западники П.В. Анненков И.С. Тургенев

Слайд 22

Революционное движение в России возникло в 1840-е – 1850-е гг. Заметную роль

Революционное движение в России возникло в 1840-е – 1850-е гг. Заметную роль
в нём играл кружок
М.В. Буташевича-Петрашевского.
На его собраниях обсуждались вопросы будущего политического устройства России, осуждалось самодержавие
и крепостное право.
В 1849 г. кружок был разгромлен.

М.В. Буташевич- Петрашевский
1821–1866 гг.

Слайд 23

В 1850-е гг. А.И. Герцен сформулировал теорию «общинного социализма».
По его мнению,

В 1850-е гг. А.И. Герцен сформулировал теорию «общинного социализма». По его мнению,
крестьянское общинное землевладение, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина являли собой те основы, на которых возможно переустройство страны.
Другими словами, Россия должна была перейти к социализму через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества.

А.И. Герцен
1812–1870 гг.