Золотой век культуры в Польском Королевстве

Содержание

Слайд 3

Факторы, определившие характер Польского Ренессанса

Политическое укрепление Польского Королевства в 15-16 веке.
Покровительство

Факторы, определившие характер Польского Ренессанса Политическое укрепление Польского Королевства в 15-16 веке.
Ягеллонов искусству и наукам.
Мультикультурный «плавильный котел».
Мощное развитие естественно-научных дисциплин, роль Университета Кракова.
Родовая связь с католической церковью и латинским миром.
Своеобразные пути реформации, победа католицизма
Двуязычие
Формирование особой философии польской шляхты

Слайд 4

Университет Кракова. Осн. в 1364 году.

В 1400 года король Польши и Великий

Университет Кракова. Осн. в 1364 году. В 1400 года король Польши и
князь Литовский Ягайло возобновил деятельность университета, что имело особое значение не только для Польши но и для Великого княжества Литовского. Пока не были основаны ни Кёнигсбергский (1544) ни Виленский университеты (1579), Краковский университет был главной высшей школой для молодёжи из княжества.

По проекту Коперника в Польше была введена новая монетная система, а во Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Занимался борьбой с эпидемией чумы. Во время польско-тевтонской войны (1519—1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов, принимал участие в мирных переговорах, завершившихся созданием на орденских землях первого протестантского государства — герцогства Пруссия.

Слайд 5

Ян Длyгoш (1415—1480)

Ян Кохановский (1530 – 1584)

Ян Длyгoш (1415—1480) Ян Кохановский (1530 – 1584)

Слайд 6

Бжег. Замок. Ворота, 1552—1553 гг.

Баранов. Замок, 1592-1614 гг.

Краков. Суконные ряды, середина

Бжег. Замок. Ворота, 1552—1553 гг. Баранов. Замок, 1592-1614 гг. Краков. Суконные ряды,
XVI в.

Познань. Ратуша перестроена в 1550—1560 гг.

Сандомеж. Ратуша, вторая половина XVI в.

Слайд 7

Аркадный двор считается прекрасным образцом искусства эпохи Возрождения, но имеет тонкую эксцентричность

Аркадный двор считается прекрасным образцом искусства эпохи Возрождения, но имеет тонкую эксцентричность
- намек на польскую готику: круто скатная и выступающая крыша (необходимая в северном климате), уравновешивающая эффект полета, создаваемый тем, что верхняя аркада выше, чем те, что внизу (особенность, неизвестная в Италии). Это придает двору уникальный вид польского ренессанса. Дополнительная высота самой верхней аркады необычна, поскольку она указывает на расположение парадного уровня (пианино nobile) на третьем этаже, в то время как по правилам итальянской архитектуры он должен быть на втором этаже.

Слайд 8

Часовня Сигизмунда

Гробница Сигизмунда I Старого и его сына Сигизмунда II Августа

Часовня Сигизмунда Гробница Сигизмунда I Старого и его сына Сигизмунда II Августа

Слайд 9

Саркофаг Ядвиги

Саркофаг Казимира

Надгробная плита Анны Ягеллонки

Кессонный плафон в Птичьей комнате, камин

Саркофаг Ядвиги Саркофаг Казимира Надгробная плита Анны Ягеллонки Кессонный плафон в Птичьей
Сигизмунда III, Джованни Тревано

Слайд 10

Гобелен с королевской монограммой Sigismundus Augustus, 1555

Гобелен с королевской монограммой Sigismundus Augustus, 1555

Слайд 11

Сitta ideale Замостье (основан в 1589)

Сitta ideale Замостье (основан в 1589)

Слайд 12

Старейшая синагога Казимежа, арх. Матео Гуччи, 1556 год

Суконные ряды, Краков, 1555 –

Старейшая синагога Казимежа, арх. Матео Гуччи, 1556 год Суконные ряды, Краков, 1555
1601, Санти Гуччи, Джованни Мария Падовано

Резиденция Орсетти, Ярослав, 16 век

Слайд 13

Люблин

Казимеж-Дольны

Люблин Казимеж-Дольны

Слайд 14

Ратуша Гданьска, перестроена в 1556 – 1561.

Двор Артуса

Зеленые ворота

Ратуша Гданьска, перестроена в 1556 – 1561. Двор Артуса Зеленые ворота

Слайд 15

Убранство Красного зала городской ратуши

Картины Исаака ван ден Блока. Аллегория торговли Гданьска.

Убранство Красного зала городской ратуши Картины Исаака ван ден Блока. Аллегория торговли

Обручение Нептуна и Цереры,
1608 г.

Семья Ван-ден-Блок внесла большой вклад в культуру города. Как скульптор Вильгельм ван ден Блок, так и его трое выдающихся сыновей: архитектор и скульптор Авраам, художник Исаак и Якуб, оставили после себя уникальные работы, которыми город может похвалиться по сей день. «Аллегория торговли Гданьска» представляет Гданьск как идеальный, избранный, город, находящийся под особым Божьим покровительством.

Слайд 16

Станислав Самостжельник
1490 - 1541

Распятие, 1530-1541 гг.

Молитвенник Сигизмунда I
(1524 г.)

Книжная

Станислав Самостжельник 1490 - 1541 Распятие, 1530-1541 гг. Молитвенник Сигизмунда I (1524
миниатюра в
хрониках Яна Длугоша
1530-1535

Слайд 17

Мартин Кобер
(1550 - до 1598)

Портрет Анны Ягеллонки, 1595 г.

Портрет Сигизмунда III

Мартин Кобер (1550 - до 1598) Портрет Анны Ягеллонки, 1595 г. Портрет
Вазы, 1590 г.

Портрет принцессы Анны Марии Васы, 1596 г.

Слайд 18

Стиль жизни польской знати в период XVI-XIX веков соответствовал идеологии - сарматизму.

Стиль жизни польской знати в период XVI-XIX веков соответствовал идеологии - сарматизму.
Шляхта возводилась к древнему степному народу сарматам, отделяя этим знать от простолюдинов - славян и литовцев. Сарматизм предопределил особенности польской знати в отличие от западноевропейской аристократии: стиль парадной одежды, особые манеры (Генрих Сенкевич). Главное правило - это королевский размах и помпезность. Этим же польская знать руководствовалась и во время похоронных церемоний, называемых в то время pompa funebris.

Надгробие Станислава Гурки в Курнике (XVI век)

Надгробный портрет
Яна Костки (1665 г.)

Слайд 19

«Воздвижение Храма», 1603,
роспись городской ратуши в Гданьске

Артур Меллер
(1563 - 1611)

Almosentafel 
Картина для

«Воздвижение Храма», 1603, роспись городской ратуши в Гданьске Артур Меллер (1563 -
алтаря
Церкви св. Марии
в Гданьске
1607

Модель мира
и данцигского общества

Портрет
Мауриция Фербера

Слайд 20

Портрет ювелира и его жены, 1534, неизвестный автор.
Из коллекции Национального музея,

Портрет ювелира и его жены, 1534, неизвестный автор. Из коллекции Национального музея,
Варшава


Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», ок. 1490, масло и темпера, из коллекции Краковского национального музея.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пейзаж с добрым самаритянином 1638. Национальный музей Краков

Лукас Кранах Младший, 1553 г, Музей Чарторыйских, Краков

Слайд 21

«Аллегория греха и спасения»
Ганс Вредеман де Врис, Национальный музей, Гданьск

«Мадонна с

«Аллегория греха и спасения» Ганс Вредеман де Врис, Национальный музей, Гданьск «Мадонна
младенцем» (XVI век).
Неизвестный автор из мастерской
Лукаса Кранаха Старшего, Национальный музей, Гданьск

Слайд 22

Битва под Оршей, 1520–1534, ??? Ханс Крель

Битва под Оршей, 1520–1534, ??? Ханс Крель