6. Денис Иванович Фонвизин. Комедия Недоросль

Содержание

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин
(1799–1837 гг.)

Волшебный край!
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры
свободы…

Слайд 3

Денис Иванович Фонвизин
(1740–1791 гг.)

Денис Фонвизин родился
в Москве 14 апреля 1745 года.

Денис Иванович Фонвизин (1740–1791 гг.) Денис Фонвизин родился в Москве 14 апреля

Он был продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение.

Слайд 4

Сначала Фонвизин обучался дома, а в 1755—1760 годах —
во дворянской гимназии

Сначала Фонвизин обучался дома, а в 1755—1760 годах — во дворянской гимназии
при Московском университете, затем
в течение года — на философском факультете университета.

Слайд 5

В числе лучших учеников Дениса Фонвизина привезли в Петербург для представления Михаилу

В числе лучших учеников Дениса Фонвизина привезли в Петербург для представления Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Васильевичу Ломоносову.

Слайд 6

Александр Петрович Сумароков
(1717–1777 гг.)

В Петербурге Фонвизин познакомился с Александром Петровичем Сумароковым

Александр Петрович Сумароков (1717–1777 гг.) В Петербурге Фонвизин познакомился с Александром Петровичем
и впервые увидел театральное представление — пьесу датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл».

Слайд 7

Денис Иванович Фонвизин
(1740–1791 гг.)

После окончания учёбы Денис Иванович занимался переводческой деятельностью, позже

Денис Иванович Фонвизин (1740–1791 гг.) После окончания учёбы Денис Иванович занимался переводческой
— служил у статского советника дворцовой канцелярии.

Слайд 8

Пиком творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль».

Пиком творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль».

Слайд 9

Пьеса — название любого драматургического произведения, предназначенного для исполнения на сцене.

Пьеса — название любого драматургического произведения, предназначенного для исполнения на сцене.

Слайд 10

Комедия — жанр драмы, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, в котором специфически

Комедия — жанр драмы, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, в котором специфически
разрешается конфликт между противоположными персонажами.

Слайд 11

Комедия Фонвизина «Недоросль» увидела свет в 1782 году.

Комедия Фонвизина «Недоросль» увидела свет в 1782 году.

Слайд 12

24 сентября 1782 года в Петербурге
Вольный Российский Театр представляет
комедию «Недоросль».

24 сентября 1782 года в Петербурге Вольный Российский Театр представляет комедию «Недоросль».

Слайд 13

Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков.

Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков.

Слайд 14

Действующие лица комедии:
Простакова — вздорная, жестокая помещица, но искренне любящая своего сына.
Простаков

Действующие лица комедии: Простакова — вздорная, жестокая помещица, но искренне любящая своего
— забитый, недалекий человек.
Скотинин — невежественный любитель свиней.
Митрофанушка — хитрый и подлый дитяти 17 лет.
Софья — умная и добрая девушка, простившая своих родственников.
Стародум — носитель гуманных идей о воспитании.

Слайд 15

В центре сюжета — история несостоявшегося
брака по расчёту и состоявшегося —

В центре сюжета — история несостоявшегося брака по расчёту и состоявшегося — по любви.
по любви.

Слайд 16

Г-жа Простакова (осматривая кафтан
на Митрофане):
Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане): Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда
мошенника Тришку.
(Еремеевна отходит.)
Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмёт до смерти. Позови сюда отца.

Слайд 17

Тришка, крепостной, спорит с барыней;
супруг Простаковой забит хуже крепостного;
Скотинин просит отложить порку

Тришка, крепостной, спорит с барыней; супруг Простаковой забит хуже крепостного; Скотинин просит

ради его сговора.

Слайд 18

Простакова бранится, как торговка,
Скотинин мечтает только о свиньях, Митрофанушка — хитрый

Простакова бранится, как торговка, Скотинин мечтает только о свиньях, Митрофанушка — хитрый обжора.
обжора.

Слайд 19

Грубость хочет выглядеть любезностью, жадность прикрывается великодушием, невежество претендует на образованность.

Грубость хочет выглядеть любезностью, жадность прикрывается великодушием, невежество претендует на образованность.

Слайд 20

Денис Иванович Фонвизин
(1740–1791 гг.)

Автор пьесы показывает,
что крепостничество —
беда и для

Денис Иванович Фонвизин (1740–1791 гг.) Автор пьесы показывает, что крепостничество — беда
самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, они не щадят
и своих родных.

Слайд 21

В финале комедии читателю
не только смешно, но и страшно. Смесь наглости

В финале комедии читателю не только смешно, но и страшно. Смесь наглости

и подобострастия, грубости
и растерянности делают Простакову жалкой.

Слайд 22

Вот злонравия достойные плоды…

Вот злонравия достойные плоды…

Слайд 23

Горечь мысли о случайности победы добра придаёт комедии трагический подтекст.

Горечь мысли о случайности победы добра придаёт комедии трагический подтекст.

Слайд 24

Денис Иванович Фонвизин
(1740–1791 гг.)

Комедия Фонвизина актуальна и в наше время идеями воспитания.

Денис Иванович Фонвизин (1740–1791 гг.) Комедия Фонвизина актуальна и в наше время идеями воспитания.

Слайд 25

«Без знатных дел знатное состояние ничто»;
«гораздо честнее быть без вины обойдену,
нежели

«Без знатных дел знатное состояние ничто»; «гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
без заслуг пожаловану».

Слайд 26

Я хотел бы, например, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его

Я хотел бы, например, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его
всякий день разогнул ему Историю и показал ему в ней два места:
в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом,
как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
Стародум