Ахматова Анна. Поэзия

Содержание

Слайд 2

Краткая биография Анны Ахматовой

Творчество Анны Ахматовой (псевдоним Анны Андреевны Горенко) – одна

Краткая биография Анны Ахматовой Творчество Анны Ахматовой (псевдоним Анны Андреевны Горенко) –
из вершин русской поэзии ХХ века.
Родилась Ахматова 11(23) июня 1889 года под Одессой на станции Большой фонтан. Отец Андрей Антонович Горенко (1848-1915) отставной инженер-механик флота. Мать , Инна Эразмовна Стогова (1852-1930), вела родословную от легендарного хана Ахмата. Со стороны матери Анна Горенко была в отдаленной родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. По материнской линии происходила из старой дворянской семьи. Детские годы ее прошли в Царском Селе (под Петербургом). Сначала училась в царскосельской и киевской гимназиях, потом на юридическом факультете Высших женских курсов в Киеве и на Высших историко-литературных курсах в Петербурге.
В 1910 году вышла замуж за поэта Н. Гумилева, с которым познакомилась еще в гимназические годы (брак оказался недолгим). Вместе с ним совершила поездку в Париж и Италию. В 1912 году у нее родился сын Л.Н. Гумилев, впоследствии известный историк.

Слайд 3

Первые публикации

С 191 года Ахматова печатается в петербургских и московских изданиях. Входит

Первые публикации С 191 года Ахматова печатается в петербургских и московских изданиях.
в руководимый Гумилевым кружок «Цех поэтов» и в его ядро – группу поэтов-акмеистов
Творческая судьба Анны Ахматовой сложилась так, что только пять ее поэтических книг «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» в (двух редакциях 1921-го и 1922-1923 гг.) составлены ею самою. Анна Есть поэты для поэтов, есть поэты для критиков. Ахматова поэт для читателей. Есть поэты для поэтов, есть поэты для критиков. Ахматова поэт для читателей.

Есть поэты для поэтов, есть поэты для критиков. Ахматова поэт для читателей.

Слайд 4

«Цех поэтов»

Первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» вышел в самой начале марта 1912

«Цех поэтов» Первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» вышел в самой начале марта
года акмеистическом издательстве «Цех поэтов», в Петербурге. Чтобы издать 300 экземпляров этой тоненькой книжечки, муж Анны Ахматовой, он же глава издательства, поэт и критик Николай Степанович Гумилев оплатил 100 рублей. Почти одновременно в этом же издательстве появились еще два сборника членов «Цеха поэтов» – «Дикая порфира», Михаила Зенкевича и «Скифские черепки» - Елизаветы Кузьминой-Караваевой. Наибольший интерес профессиональной критики вызвали стихи М. Зинкевича, однако читатели решили по другому… Читательскому успеху «Вечера» предшествовали «триумфы» юной Ахматовой на крохотной эстраде литературного кабаре «Бродячая собака», открытие которого приурочили к проводам 1911 года.

Анна Ахматова и Николай Гумилев

Слайд 5

Анненков, автор портретов

Художник Анненков, автор нескольких портретов молодой Ахматовой, вспоминая на склоне

Анненков, автор портретов Художник Анненков, автор нескольких портретов молодой Ахматовой, вспоминая на
лет облик своей модели и ее выступление на сцене «Интимного театра» (официальное название «Бродячей собаки» : «Художественное общество Интимного театра), писал: Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «независимой челкой», прикрывавшей лоб и с редкостной грацией полу-движений и полу-жестов, читала, почти напевая свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения…» Ахматова не успела прочесть воспоминания Анненкова «Дневник моих встреч». Он вышел в год смерти Ахматовой. Но ее стихотворение «Рисунок на книге стихов» (1958) той же поры кажется репликой именно на эту мемуарную книгу:
Он не траурный, он не мрачный,
Он почти как сквозной дымок,
Полуброшенной новобрачной
Черно-белый легкий венок.
А под ним тот профиль горбатый,
И парижской челки атлас,
И зеленый, продолговатый,
Очень зорко видящий глаз.

Художник Ю. Анненков. Портреты Анны Ахматовой

Слайд 6

А. Ахматова и М. Цветаева

Через 2 года, в марте 1914 в книжных

А. Ахматова и М. Цветаева Через 2 года, в марте 1914 в
магазинах Петербурга появились «Четки». Эта книга выдержала много переизданий, в том числе и несколько «пиратских». Анна Андреевна очень дорожила сборником, вышедшего в 1919 году. Холод, голод, разруха, а людям все-равно необходимы стихи. Ее стихи! Гумилев был прав, когда сказал: «А может ее придется продавать в каждой мелочной лавке». Марина Цветаева спокойно встретила первых ахматовский сборник, ее первая книга вышла на два года раньше. Она подивилась совпадению названий: у нее «Вечерний альбом», и у Анны – «Вечер». Зато «Четки» привели ее в восторг. Она влюбилась! И в стихи, и, заочно в Ахматову, хотя и почувствовала в ней сильную соперницу:
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звезды в твоей горсти.
После «Четок» Цветаева назвала Ахматову «Анной Всея Руси», ей принадлежат и еще две поэтические характеристики: «Муза плача», «Царскосельская муза. Марина Цветаева угадала, что судьба выписала им одну подорожную:
И одна в пустоте подорожной
Подорожная нам дана.

Слайд 7

М. Цветаева о А.Ахматовой

Цветаева завидовала тому, чем была лишена сама – умению

М. Цветаева о А.Ахматовой Цветаева завидовала тому, чем была лишена сама –
говорить вроде бы о себе, а на самом деле за многих:
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадье ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое : ох! –
Стотысячное – тебе присягает. Анна
Ахматова! – это имя - огромный вздох,
И вглубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил «Иди сюда»,
Оставь свой край глухой, грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от ран твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я заткнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917

Кровная связь с Россией особенно резко
Ощущается в самые трудные времена,
начиная с Первой мировой войны.

Слайд 8

«Белая стая» и «Подорожник»

Сама Анна Ахматова из ранних книг больше любила «Белую

«Белая стая» и «Подорожник» Сама Анна Ахматова из ранних книг больше любила
стаю» и «Подорожник» дело в том, в зрелые годы не любила себя такой, какой запечатлели ее «Четки». В «Поэме без героя», об этом сказано с завидной самокритичностью:
…войду сама я ,
Кружевную шаль не снимая,
Улыбнусь всем и замолчу.
С той, которая была когда –то,
В ожерелье черных агатов,
До долины Иосафата,
Снова встретиться – не хочу…

«Белая стая» отрывок
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, -
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
1915

«Подорожник»
Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в моё лицо,
Возвратил и силу и свободу,
А на память чуда взял кольцо.
Мой румянец жаркий и недужный
Стёрла богомольная печаль.
Памятным мне будет месяц вьюжный,
Северный встревоженный февраль.
Февраль 1916, Царское село

Слайд 9

«Дама в лиловом»

Поэтический автопортрет в кружевной шали, сделанный Ахматовой в 1940 году,

«Дама в лиловом» Поэтический автопортрет в кружевной шали, сделанный Ахматовой в 1940
отсылает нас к портрету «Четок», в первой публикации он назывался «Дама в лиловом»:
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу.
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
1914
Стихи эти, написанные в 1914 г., Ахматова в «Белую стаю» не включила это героиня этой книги, в отличии от дамы в лиловом, знает, что такое любовь. Не страсть, не забава, как в четка, и не влюбленность в любовь, как в «Вечере», и не ко многим разным, а к одному единственному.

Слайд 10

Образ Блока

В творчестве А.А .Ахматовой особое место занимает плеяда стихов, посвященных Александру

Образ Блока В творчестве А.А .Ахматовой особое место занимает плеяда стихов, посвященных
Блоку. Образ Блока является для Ахматовой знаковым, как при жизни, так и после смерти поэта Он предстает перед нами в разных ипостасях: «трагический тенор эпохи» в стихотворении «Он прав: опять фонарь, аптека…» – такова ахматовская характеристика литературно-исторической роли Блока, образ «Александра – лебедя чистого…» – представление поэта, ка мученика, святого своего времени, возникшего после смерти его в 20-м году»

Он прав — опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит —
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
1944-1960

Слайд 11

«Белая стая» и «Подорожник»


Человек, которому посвящены «Белая стая» и «Подорожник» Борис Васильевич

«Белая стая» и «Подорожник» Человек, которому посвящены «Белая стая» и «Подорожник» Борис
Анреп оказался недостойным этой великой любви. Поэма осталась без главного Героя. Миновали войны и цари, а стихи не утратили своей первозданной свежести. Прочитав рукописи романа Михаила Булгакова «Мастери и Маргарита», написала такие провидческие стихи:
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи , и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вздохнули с пылью жаркой
и с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.

Слайд 12

Анна Ахматова С сыном Львом

После ХХ съезда – сразу вспомнила… Друзья недаром

Анна Ахматова С сыном Львом После ХХ съезда – сразу вспомнила… Друзья
называли ее провидицей. Приближение беды она чуяла за долго до ее прихода. Ни один удар судьбы не застал ее врасплох. Она всегда была готова с самому худшему.
А вот самым главным ее книгам везло. Они успевали каким-то чудом выскочить из-под печатного станка накануне переворота – либо ее собственной жизни, либо в судьбе страны.
«Вечер» появился накануне рождения сына.
«Четки» – накануне первой мировой войны.
«Белая стая» – накануне революции, в середине сентября 1917 года
«Подорожник» - накануне большого горя: летом 1921 –го Ахматова узнала о самоубийстве старшего любимого брата Андрея, в августе ушли из жизни сначала Блок, а затем Гумилев.
Михаил Зенкевич, разыскавший Анну Андреевну той трагической зимой в каком-то чужом промерзлом жилье, был поражен происшедшей с ней переменой. Той Анны с какой он расставался уезжая из Петрограда в 1918 году. Что жила и пела любовь в «Вечере», «Четках», в «Белой стае», «Подорожнике», больше не было.

Слайд 13

Горькая слава

Книга, которую она писала после страшного августа 1921 года – «Anno

Горькая слава Книга, которую она писала после страшного августа 1921 года –
Domini MCMXXI» - была книгой Горя. 1921 год конца прежней и начала новой жизни обозначен римскими цифрами («От Рождества Христова 1921».) Прочтя несколько новых стихотворений другу своей поэтической юности и заметя, что Зенкевич поражен, объяснила: «Последние месяцы я жила среди смертей. Погиб Коля, умер мой брат и … Блок. Не знаю, как я смогла все это пережить».
В первой редакции сборник вышел в конце октября. Стихи о новом горе шли ровным потоком. Издавать их в России было опасным, где имя казненного Гумилева под запретом. Второе дополнение пришлось печатать уже в Берлине. К 1922 году Берлин стал центром русской эмиграции.
В год ее первой гражданской смерти Анне Ахматовой было всего тридцать шесть лет. Срок , которой ей еще довелось прожить, она всегда говорила кратко и горько: после всего. Другая, подмененная жизнь («мен подменили жизнь, в другое русло и по-другому потекла она…» была жизнью и в ней были и любовь и предательства, и муки немоты и золотые дары поздней, но плодоносной осени, и даже испытание славой. Но эта была горькая слава, потому что все ее лучшие вещи на родине не печатались. Их привозили тайком из Мюнхена, Парижа, Нью-Йорка. Их запоминали наизусть с голоса, переписывали от руки и на машинке.

Слайд 14

Ахматова в последние годы

Из всех роковых «невстреч» - не встреча со своим

Ахматова в последние годы Из всех роковых «невстреч» - не встреча со
читателем была для нее самой больной болью. Боль этой разлуки разрывала ей сердце, она и убила его. По странному совпадению Анна Ахматова умерла в один день 5 марта 1966 года с виновником всех своих бед – Иосифом Сталиным.
Однажды, в больнице, куда попала с очередным инфарктом, Анна Андреевна включила бедное больничное радио. – пела молодая Галина Вишневская; в ту ночь на Николу Зимнего – 19 декабря 1961 года - она написала удивительные стихи, думая, что пишет о певице, а на самом деле – о самой себе:
Женский голос, как ветер, несется
Черным кажется, влажным, ночным
И чего на лету не коснется –
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.