Алексей Иванов

Слайд 2

Автор более 20 книг, изданных общим тиражом более полуторамиллиона экземпляров: «Сердце пармы»,

Автор более 20 книг, изданных общим тиражом более полуторамиллиона экземпляров: «Сердце пармы»,
«Географ глобус пропил», «Хребет России», «Ненастье», «Тобол» и др. Лауреат премий "Книга года", "Ясная поляна" и др. Произведения Иванова включены в программу курса по современной литературе для вузов. По его творчеству написано боле сотни научных статей и 5 диссертаций.
Экранизация романа «Географ глобус пропил» (реж. Велединский) стала ярким кинособытием 2013 года и получила главные призы ведущих кинофестивалей. Сериал "Ненастье" (реж.С.Урсуляк) в ноябре 2018 года с высоким рейтингом прошел на канале "Россия-1".
Спектакли по произведениям Алексея Иванова "Географ глобус пропил", "Общага-на-Крови", "Блуда и МУДО" поставлены в театрах Москвы, Омска, Красноярска, Перми, Екатеринбурга, Ижевска.

Кто такой Алексей Иванов?

Слайд 3

Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горьком в семье

Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горьком в семье
судостроителей. Закончил школу в Перми. Иванов с детства хотел стать писателем. В 1990 году Иванов поступил на факультет истории искусств того же университета, решив, что «для писателя широкая эрудиция важнее узкой специализации» и что диплом искусствоведа поможет ему овладеть необходимым для творчества языком детального описания различных фактур. На факультете Иванов специализировался по книжной графике и защитил диплом по творчеству художника-иллюстратора Геннадия Калиновского.
Во время учебы в университете Иванов много времени проводил в редакции журнала «Уральский следопыт» и фактически был бесплатным внештатным сотрудником отдела фантастики, которым  руководил Виталий Иванович Бугров. Иванов проверял викторины, разбирал «самотек», рецензировал рукописи. В те годы он и сам писал фантастику. В 1990 году Бугров опубликовал в «Уральском следопыте» первую фантастическую повесть начинающего автора «Охота на Большую Медведицу». Правда, от фантастики Иванов быстро ушёл в другие области литературы, и от первой публикации в журнале до первой книги пришлось ждать целых пятнадцать лет.

Биография А.В.Иванова

Слайд 4

Роман «Общага-на-Крови» был написан в начале 1990-х годов, во время учёбы автора

Роман «Общага-на-Крови» был написан в начале 1990-х годов, во время учёбы автора
на искусствоведческом факультете Уральского государственного университета. Произведение вышло в свет только 2006 году.
В основе сюжета — история из жизни студентов, обитающих в соседних блоках общежития и связанных между собой сложной цепочкой взаимоотношений. Вокруг главного героя — первокурсника Отличника — разыгрываются драмы с запоями, страстями, изменами, враждой и страхами. В романе герои практически лишены выхода во внешний мир, и общага для них — «единственно возможная среда обитания, за пределами которой их просто не существует».
Образ общаги рассматривается критиками как своеобразная «модель человеческого общежития», в котором сконцентрировано большое количество типажей — от циников до праведников. Порой герои напоминают театральные маски, появившиеся из мистерии; иногда они соотносятся с персонажами русской классики — к примеру, Отличник, пытающийся понять всех и вся, является неким аналогом князя Мышкина. Если на идеологическом уровне в дебютном романе Иванова исследователи улавливают отсылку к Достоевскому (перекличка наблюдается, в частности, в диалогах, где речь идёт «о вере, истине, таланте»), то в авторской работе с метафорами ощущается влияние Юрия Олеши. Кроме того, в «Общаге-на-Крови» чувствуется «присутствие» Александра Башлачёва, окончившего УрГУ за несколько лет до того, как туда поступил Алексей Иванов.
По роману был снят фильм, премьера запланирована на осень 2020 года.

«Общага-на-Крови»

Слайд 5

«Общага на Крови»

«Общага на Крови»

Слайд 6

В романе «Географ глобус пропил» (1995), как и в «Общаге-на-Крови», обнаруживаются автобиографические

В романе «Географ глобус пропил» (1995), как и в «Общаге-на-Крови», обнаруживаются автобиографические
мотивы: по словам Алексея Иванова, в произведении отразился его опыт работы школьным учителем. В ту пору будущего писателя удивляло отсутствие книг и фильмов, достоверно рассказывающих о провинциальной школе.
«Географ…» — это история тридцатилетнего Виктора Служкина, которого безденежье вынуждает устроиться на работу учителем географии. Герой не пытается выглядеть перед своими учениками-девятиклассниками мэтром от педагогики: он не читает им нравоучений и не скрывает перед ними собственных недостатков. В своём стремлении «жить без фальши, без ханжества» Служкин оказывается не понятым коллегами — в конце учебного года он покидает школу; теперь перед ним открывается «светлая и лучезарная пустыня одиночества».
Роман воспитания (именно к этому жанру относит «Географа…» ряд исследователей) сам по себе не нов, однако Иванов создал не каноническое произведение о становлении личности, а своеобразную пародию на педагогические доктрины, воспроизведённые в литературе соцреализма, — речь идёт о таких книгах, как «Педагогическая поэма» Макаренко, «Республика ШКИД», Белых и Л. Пантелеева, «Правонарушители» Лидии Сейфуллиной, «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва и других. «Географ…» отделён от советских романов воспитания не только нетипичным образом героя-учителя, но и ироническим взглядом на мир: юмор не оставляет Служкина даже «на фоне экзистенциальной обречённости».

«Географ глобус пропил»

Слайд 7

«Географ глобус пропил»

«Географ глобус пропил»

Слайд 8

Роман «Сердце пармы», с которым пермский писатель дебютировал на общероссийском уровне, не

Роман «Сердце пармы», с которым пермский писатель дебютировал на общероссийском уровне, не
сразу был оценён коллегами Иванова. Так, жюри Русского Букера сочло, что для этой литературной премии произведение является неформатным, а потому не стало включать его в длинный список. Тем не менее роман не только выдержал большое количество изданий, но и стал поводом для проведения одноимённого фестиваля. Литературоведы так и не пришли к согласию в вопросе, связанном с определением жанровой природы «Сердца Пармы», — среди вариантов были «традиционный и консервативный роман», «романтическая поэма», «роман-блокбастер», «историко-этнографическое фэнтези», «роман-легенда», «классическая эпопея».
По мнению ряда литературоведов, в «Сердце пармы» присутствуют несочетаемые элементы. Так, в произведении описываются события, соотносящиеся с летописями: чердынские походы вогулов, крещение Перми, смерть князя коми-пермяцкого Великопермского княжества Михаила. Михаил в трактовке Иванова — это своеобразный «родственник» шекспировского Гамлета, потому что в основе его деяний лежит та же, что и у принца Датского, «гуманистическая установка на морально оправданный, не множащий зла, то есть выверенный, взвешенный, ответственный поступок». При этом его враг — большой князь вогулов Асыка — наделён демоническими, сверхчеловеческими качествами.

«Сердце пармы»

Слайд 9

«Сердце пармы»

«Сердце пармы»

Слайд 10

«Золото бунта», вышедшее в свет в 2005 году, вновь поставило ряд исследователей

«Золото бунта», вышедшее в свет в 2005 году, вновь поставило ряд исследователей
в тупик из-за стремления Иванова опровергнуть каноны традиционного романа и невозможности включить произведение в определённый литературный ряд. Литературоведы писали, что роман, действие которого происходит на Урале в послепугачёвское время, а сюжет связан с поиском клада, нельзя назвать ни историческим, ни реалистическим, ни авантюрным, ни фэнтези, несмотря на присутствие в нём признаков каждого из упомянутых жанров: «Что ж, приходится соглашаться с теми, кто пишет об уникальности романа в современной литературе?»
В рецензиях и научных публикациях, посвящённых «Золоту бунта», исследователи особо выделяют роль реки, с которой связана история сплавщика Осташи. Река как образ присутствует и в других произведениях русской литературы — таких, как, например, шолоховский «Тихий Дон» и «Угрюм-река» Шишкова. Однако у Иванова Чусовая — не просто водный поток с непредсказуемым нравом, «то коварная, то лукавая», но и мифологический символ — она «предстаёт и как рубеж реального и потустороннего, сакрального и бесовского. В романе возникает мотив переправы через реку смерти без обратного пути, без возврата к нормальной жизни».

«Золото бунта»