Анализ эпизода романа Михаила Афанасьевича Булгакова Мастер и Маргарита Великий бал у Сатаны

Содержание

Слайд 2


Глава «Великий бал у Сатаны» является кульминационной в романе. Это решающий

Глава «Великий бал у Сатаны» является кульминационной в романе. Это решающий момент
момент в развитии характеров персонажей (Маргариты и Волонда). В этом эпизоде решается проблема милосердия, которая связана с образом Маргариты. Даже став ведьмой, эта героиня не теряет самых светлых, человеческих качеств.

Слайд 3

Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой.

Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой.
Её омывают кровью, розовым маслом и одевают в туфельки из лепестков роз. На шею одевают тяжелый медальон с изображением пуделя: «Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, украшение тянуло её согнуться».
Маргарита трижды появляется на балу: первый раз чтобы поприветствовать гостей, второй - чтобы они не «почувствовали себя брошенными» и в третий - при выходе Воланда.

Слайд 4

Главные действующие лица 23 главы

Главные действующие лица 23 главы

Слайд 5

Маргарита


Практически всё действие сконцентрировано вокруг Маргариты. Очень часто бал

Маргарита Практически всё действие сконцентрировано вокруг Маргариты. Очень часто бал показывается её
показывается её глазами: «улетая, Маргарита видела…», «Маргарита попробовала оглядеться», «Маргарита перестала видеть то, что происходит в швейцарской…»
Работа королевы оказалась нелёгкой, но героиня с честью выдерживает все испытания, так как от этого зависит судьба Мастера. А ведь ради любви, как уже понятно, она способна на всё.

Слайд 6


Воланд появляется в самом конце бала. Он демонстрирует перед гостями и

Воланд появляется в самом конце бала. Он демонстрирует перед гостями и королевой
королевой свою силу. Выпивает из недавно живой головы Берлиоза ещё горячую кровь барона Майгеля, шпиона и наушника, и его наряд преображается: «Исчезла заплатанная рубаха и истоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». Неслучайно он говорит: «Я пью ваше здоровье, господа!»
Эта фраза звучит одновременно и как тост, и как проклятье. После того как глоток сделала и Маргарита, гости рассыпаются в прах…

Воланд

Слайд 7


Очень помог Маргарите на балу Бегемот. Он подготавливал её к выходу,

Очень помог Маргарите на балу Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал
развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о пригрешениях гостей , направлял её и подбадривал.

Бегемот

Слайд 8

Несмотря на силу, которую демонстрирует Сатана, его власть иллюзорна. Он ведает только

Несмотря на силу, которую демонстрирует Сатана, его власть иллюзорна. Он ведает только
смертью и грехом, на его балу, кроме Маргариты, нет ни одного живого человека. Всё великолепие происходящего превратилось в прах: «Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потёк запах склепа». В этих последних словах отчетливо звучит голос автора.

Слайд 9

Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и

Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и
истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они женщины.
Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуется в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвка.
На балу оказывается еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип - Бухарин.
http://www.youtube.com/watch?v=F1vkXeaJn4M

Слайд 10

Вывод

Главное - фантастический эпизод бала представляет собой скрытую метафору сцепления жизни и

Вывод Главное - фантастический эпизод бала представляет собой скрытую метафору сцепления жизни
смерти. Примерно на пятнадцати страницах М.А. Булгаков разворачивает целую мифологическую картину мира. Заранее обозначены два полюса: Маргарита (душа), ассоциирующаяся с христианским мученичеством, и Воланд (кровь), напоминающий о языческом мировосприятии; и логика развития событий чётко обозначена движением от праха (небытия) к воскрешению (мнимому), а затем к смерти и тлению, обещающему жизнь вечную.