Слайд 4Анализ эпизода
«Явка с повинной»
![Анализ эпизода «Явка с повинной»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-3.jpg)
Слайд 5Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман о современной России, переживавшей
![Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман о современной России, переживавшей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-4.jpg)
эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны времени.
Слайд 6Остается одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали,
![Остается одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-5.jpg)
переступить вечные нравственные законы. На такое «преступление» способны поистине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди.
Слайд 8Или послушание, или бунт необыкновенной личности – третьего не дано.
![Или послушание, или бунт необыкновенной личности – третьего не дано.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-7.jpg)
Слайд 98 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание».
![8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-8.jpg)
Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам».
Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Слайд 11
Но Раскольникову надо было проверить свою идею, узнать, способен ли он на
![Но Раскольникову надо было проверить свою идею, узнать, способен ли он на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-10.jpg)
бунт – преступление.
Убийство старухи – единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий.
«Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?»
Слайд 13Своим жестоким экспериментом Раскольников хотел достичь абсолютной
для себя свободы.
Но этого
![Своим жестоким экспериментом Раскольников хотел достичь абсолютной для себя свободы. Но этого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-12.jpg)
не произошло,
наоборот, идея
поработила его,
превратила в пешку, лишенную воли.
Слайд 14
Раскольников сам себя выдает, потому что более не в силах бороться с
![Раскольников сам себя выдает, потому что более не в силах бороться с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-13.jpg)
самим собой.
Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг.
Слайд 16Перед признанием в убийстве Раскольников идет к Соне Мармеладовой. Он понимал, что
![Перед признанием в убийстве Раскольников идет к Соне Мармеладовой. Он понимал, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-15.jpg)
ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался «хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить». А Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. И это придает Раскольникову уверенности.
Слайд 18
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова.
Мы еще раз убеждаемся,
![Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-17.jpg)
что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она
подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Слайд 20 Важно, что сестра Раскольникова – Дуня - особенно отчетливо чувствует связь между
![Важно, что сестра Раскольникова – Дуня - особенно отчетливо чувствует связь между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-19.jpg)
Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по
крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…».
Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Слайд 22Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова.
Она
![Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-21.jpg)
всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения.
Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
Слайд 24 И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и
![И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-23.jpg)
сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно – хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее».
Слайд 25Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни
![Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-24.jpg)
на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Слайд 26 Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а
![Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-25.jpg)
сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Слайд 27 Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение.
Надев
![Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-26.jpg)
крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться.
Слайд 28Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как
![Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-27.jpg)
бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Слайд 29Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову
![Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-28.jpg)
этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? - опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить... и не ходить?»
Слайд 30 По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит
![По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-29.jpg)
к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони.
Слайд 31Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение
![Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-30.jpg)
того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Слайд 32Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии,
![Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-31.jpg)
он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра».
Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!»
Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Слайд 34Он идет на перекресток, на Сенную, где решилось его преступление.
![Он идет на перекресток, на Сенную, где решилось его преступление.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-33.jpg)
Слайд 35Опять закатывается солнце, как тогда, в самом начале трагического пути, когда он
![Опять закатывается солнце, как тогда, в самом начале трагического пути, когда он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-34.jpg)
вышел из своей убогой каморки делать «пробу». Только теперь косые лучи заходящего солнца освещали его крестный путь.
Слайд 36Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу
![Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-35.jpg)
народа.
Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика.
Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением.
И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...»
Слайд 39Дойдя до середины площади, Раскольников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись
![Дойдя до середины площади, Раскольников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-38.jpg)
народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил и скажи всему миру вслух: «Я убий-ца!» И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение».
Слайд 40Раскольников целует землю и кланяется людям.
Тем самым он символически совершает обряд
![Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-39.jpg)
раскаяния, про который говорила ему Соня.
Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Слайд 42Однако сделать признание герою очень нелегко.
Будто сквозь туман слушает он нескончаемый
![Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-41.jpg)
поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича.
Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что - то упало и его придавило».
Слайд 45Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия.
![Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-44.jpg)
И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением.
Слайд 47Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими - то отдельными вспышками, «припадками».
![Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими - то отдельными вспышками, «припадками».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-46.jpg)
И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».
Слайд 48С этими мыслями Раскольников дошел до конторы. И тут его охватил страх,
![С этими мыслями Раскольников дошел до конторы. И тут его охватил страх,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-47.jpg)
ноги онемели, но он все-таки шел. В конторе он столкнулся с Ильей Петровичем Порохом и подумал, что «это сама судьба».
Слайд 49Однако пока словоохотливый Илья Петрович занимал его разговорами, в душе Раскольникова что-то
![Однако пока словоохотливый Илья Петрович занимал его разговорами, в душе Раскольникова что-то](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-48.jpg)
перевернулось, его как будто «придавило». Он не смог произнести слов признания. Попрощавшись с Порохом, он вышел во двор и тут увидел Соню.
Слайд 50Все эти дни Соня страдает с Раскольниковым, живет им, проходит тот же
![Все эти дни Соня страдает с Раскольниковым, живет им, проходит тот же крестный путь.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-49.jpg)
крестный путь.
Слайд 51Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса, они
![Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса, они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-50.jpg)
не существуют друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению.
Слайд 52Раскольников возвращается в контору и уже без колебаний дает показания.
![Раскольников возвращается в контору и уже без колебаний дает показания.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-51.jpg)
Слайд 53 Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о
![Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-52.jpg)
своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Слайд 54Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы
![Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-53.jpg)
признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но
«на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Слайд 55Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще
![Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-54.jpg)
раз повторяет: « Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Слайд 56Свое признание Раскольников расценивает как признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества.
![Свое признание Раскольников расценивает как признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-55.jpg)
Слайд 58Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями и слезами людскими, глубоко страдающий, в глубине
![Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями и слезами людскими, глубоко страдающий, в глубине](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-57.jpg)
души своей уверенный, что не вошь человек, с самого начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь».
Слайд 59Терпит крах его
бесчеловечная идея.
![Терпит крах его бесчеловечная идея.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-58.jpg)
Слайд 60Жестоко наказан за нее Раскольников.
Но в этом наказании его спасение.
![Жестоко наказан за нее Раскольников. Но в этом наказании его спасение.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-59.jpg)
Слайд 61Он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.
![Он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-60.jpg)
Слайд 62
Данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления»
![Данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-61.jpg)
героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения.
Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Слайд 64Данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя
![Данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/968413/slide-63.jpg)
играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом - хранителем.