Слайд 2Содержание
1. Введение
2. История создания
3. Тема
4. Композиция
5. Жанр и стихотворный размер
6. Средства выразительности
7.
Заключение
Слайд 3Введение
Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного,
иногда - нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.
Слайд 4История создания
1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались
очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлёкся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе ещё лежал тяжёлый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернётся к нему.
Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «О, весна без конца и без краю».
Слайд 5Тема
Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана
с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для её развития автор создал оригинальную систему образов. В центре её лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным её проявлениям: мечте, удаче и неудаче.
Слайд 6Композиция
Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как
все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.
Слайд 7Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отражены мысли и
чувства лирического героя, его настроение.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрёстная
Слайд 8Средства выразительности
Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых
строках А. Блок использовал гиперболу : « о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта ».
Ключевую роль играют метафоры:« Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».
Выразительность монологу лирического героя придают эпитеты: « бессонные споры», «завесы тёмные», «воспалённые взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта»
Слайд 9Заключение
Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую
очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта.