Русский футуризм

Содержание

Слайд 2

План лекции

Общая характеристика русского футуризма.
Творчество В. Хлебникова.
Творчество В.Маяковского.
Творчество И.Северянина.

План лекции Общая характеристика русского футуризма. Творчество В. Хлебникова. Творчество В.Маяковского. Творчество И.Северянина.

Слайд 3

Футуризм (futurum – будущее)

Литературное течение в русской литературе начала ХХ века (1910

Футуризм (futurum – будущее) Литературное течение в русской литературе начала ХХ века
– начало 1920-х гг).
Выделяют разновидности:
Кубофутуризм:
Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и др.
Эгофутуризм:
Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Георгий Иванов, Всеволод Князев, Вадим Баян и др.

Слайд 4

История развития футуризма

20 февраля 1909 года Филиппе Томмазо Маринетти представил первый «Манифест

История развития футуризма 20 февраля 1909 года Филиппе Томмазо Маринетти представил первый
футуризма».
Чуть позже в 1909 году в русских газетах начинают говорить о новом веянии – футуризме как дани моды.
Долгое время футуризм в России не воспринимают всерьез.
Суть футуризма – противостояние теории символизма.

Слайд 5

Положения итальянского футуризма

Главные элементы поэзии: храбрость, дерзость, бунт.
Мы хотим восхвалить наступательное движение,

Положения итальянского футуризма Главные элементы поэзии: храбрость, дерзость, бунт. Мы хотим восхвалить
лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака.
Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой быстроты.
Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности.
Время и пространство умерли вчера.
Война – единственная гигиена мира.
Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями оппортунистическими.
Мы воспоем топы, движимые работой, удовольствием или бунтом.
Отказ от традиционной грамматики и орфографии.

Слайд 6

Черты русского футуризма

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка

Черты русского футуризма бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных
создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Литературная энциклопедия

Слайд 7

Русский футуризм противостоял итальянскому футуризму, не признавая за ним право учителя

Кубофутуризм

Время

Русский футуризм противостоял итальянскому футуризму, не признавая за ним право учителя Кубофутуризм
зарождения – 1908 год.
К 1910 году сложился кружок единомышленников («будетлян»).
Основоположник - Велимир Хлебников.
Первое крупное издание – книга «Садок судей» (апрель 1910 г.), напечатанной на обоях.
К 1911 году сформировалось ядро кубофутуризма и литературного объединения «Гилея»

Эгофутуризм

Время зарождения -1911 год (стихотворный манифест «Пролог эгофутуризма»)
Изобретение Игоря Северянина. Глава эгофутуризма – Иван Игнатьев, позднее Василиск Гнедов.
Эгофутуризм изжил себя со смертью Ивана Игнатьева в 1914 году.
Противостоял кубофутуризму в эстетике

Слайд 8

Кубофутуризм

1912 г. – выход альманаха «В защиту нового искусства» под заглавием «Пощечина

Кубофутуризм 1912 г. – выход альманаха «В защиту нового искусства» под заглавием
общественному вкусу»
Выставки кубофутуристического искусства 1913- 1914 гг.

Эгофутуризм

1913 год выделяются московские эгофутуристы – «Мезонин поэзии»
Выпускают альманахи «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»

Слайд 9

Кубофутуризм. Теоретические труды.

Хлебников В. Учитель и ученик. О словах, городах и народах.
Пощечина

Кубофутуризм. Теоретические труды. Хлебников В. Учитель и ученик. О словах, городах и
общественному вкусу.
Крученых А. Декларация слова как такового; Новые пути слова.
Бурлюк Н. Поэтические начала.
Маяковский В. Капля дегтя. «Речь, которая будет произнесена при первом удобном случае».

Слайд 10

Кубофутуризм. Черты

Свобода как основное понятие авторского творчества.
Поведенческий эпатаж.
«Мы отрицаем правописание.
Мы расшатали синтаксис.
Ненужность

Кубофутуризм. Черты Свобода как основное понятие авторского творчества. Поведенческий эпатаж. «Мы отрицаем
и бессмысленность воспеты нами»
Н. Бурлюк.
Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.
Увлечение неологизмами и окказионализмами.
Визуализация стихотворений.
Н.: Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз

Слайд 11

Велимир Хлебников (1885 – 1922)

Велимир Хлебников (1885 – 1922)

Слайд 12

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович)

Поэт, основатель, представитель и теоретик русского кубофутуризма
Начал издавать стихотворения

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) Поэт, основатель, представитель и теоретик русского кубофутуризма Начал
с 1908 года.
Многое из его творчества при жизни не опубликовано.
1908 -1909 гг. – входил в кружок символистов.
1910 – в его творчестве формируется будлетяноство
1913 год – выход сборника «Ряв!»
В 1914 году вышли 2 сборника «Изборник» и «Творения».
Экспериментатор в литературе.

Слайд 13

Черты футуристического стиля В. Хлебникова

Эксперименты с языком и стилем.
Обилие неологизмов в речи.
Увлечение

Черты футуристического стиля В. Хлебникова Эксперименты с языком и стилем. Обилие неологизмов
числами и закономерностями исторического времени («Учитель и ученик»).
Его утверждение: поэзия связывает пространство и время.

Слайд 14

Перевертень (кукси кум мук и скук)

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем,

Перевертень (кукси кум мук и скук) Кони, топот, инок, Но не речь,
молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалок поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горл дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.

Слайд 15

Послеоктябрьское творчество

1915-1919 - Война в мышеловке,
1921 – «Ладомир» и «Ночь в окопе»,

Послеоктябрьское творчество 1915-1919 - Война в мышеловке, 1921 – «Ладомир» и «Ночь
«Ночной обыск», «Ночь перед Советами»
1922 – теоретическое произведение «Доски судьбы»

Слайд 16

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский

Слайд 17

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

Поэт, представитель Серебряного века, кубофутурист.
Революционно настроенный поэт
В

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) Поэт, представитель Серебряного века, кубофутурист. Революционно
студенческие годы увлекся марксистской литературой, вступил в РСДРП в 1908 году.
Начало своего творчества сам относил к 1909 году.
Знакомство с Давидом Бурлюком привело его в кружок кубофутуристов.

Слайд 18

Дооктябрьское творчество В.В. Маяковского

1913 год – сборник «Я»
Активно публикуется в футуристических изданиях:

Дооктябрьское творчество В.В. Маяковского 1913 год – сборник «Я» Активно публикуется в
«Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.
1914-1915 работает над поэмой «Облако в штанах»
1916 год публикует трагедию «Владимир Маяковский» и поэму «Флейта-позвоночник»
1915-1916 - поэма «Война и мир»
1916-1917 - поэма «Человек»

Слайд 19

Особенности творчества В.В. Маяковского

Отказ от традиционных стихотворных размеров,
Создание своих рифм, особой ритмики,

Особенности творчества В.В. Маяковского Отказ от традиционных стихотворных размеров, Создание своих рифм,
полиметрические композиции (сочетание стиля и единой синтаксической интонацией)
Графическая подача стиха (разделение стиха на несколько строк, записываемых в столбик, с 1923 года - «лесенкой».
Его герой – сверхчеловек!

Слайд 20

Отплытие

Отплытие

Слайд 21

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший

а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну, плюну
в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
1913

Слайд 22

Поэма «Облако в штанах» (1915)

Воплощение революционных настроений поэта.
Противопоставление старого мира (""Долой вашу

Поэма «Облако в штанах» (1915) Воплощение революционных настроений поэта. Противопоставление старого мира
любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" ) и своего мира.
Поэт выступает в роли богоборца, пророка, освобожденного от рабства.

Слайд 23

Эгофутуризм

Противопоставлен кубофутуризму.
Представлен творчеством Игоря Северянина (отошел от эгофутуризма в 1913г.), Ивана

Эгофутуризм Противопоставлен кубофутуризму. Представлен творчеством Игоря Северянина (отошел от эгофутуризма в 1913г.),
Игнатьева (образовал «Интуитивную ассоциацию»), Василиска Гнедова и др.
Эгофутуризм не был единым течением русского аванграда.
Не содержал четкой программы.

Слайд 24

Игорь Северянин (1887 – 1941)

Игорь Северянин (1887 – 1941)

Слайд 25

Игорь (Васильевич Лотарев) Северянин

Поэт Серебряного века, основатель эгофутуризма, скандально известный поэт.
Первые публикации

Игорь (Васильевич Лотарев) Северянин Поэт Серебряного века, основатель эгофутуризма, скандально известный поэт.
относятся к 1904 году.
Успех пришел после сборника «Громкокипящий кубок» 1913 года.
1914 – 1915 гг. – сборники «Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском»
В 1918 году уехал в Эстонию, где умер в 1941 году.

Слайд 26

Положения «Пролога Эгофутуризма»(1911)

Лозунгами моего эгофутуризма были:
Душа – единственная истина.
Самоутверждение личности.
Поиски нового без

Положения «Пролога Эгофутуризма»(1911) Лозунгами моего эгофутуризма были: Душа – единственная истина. Самоутверждение
отвергания старого.
Осмысленные неологизмы.
Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
Борьба со «стереотипами» и «заставками».
Разнообразие метров.

Слайд 27

Весенний день

Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова –

Весенний день Весенний день горяч и золот, - Весь город солнцем ослеплен!
я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! какая воля!
Какие песни и цветы!
Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день.