Анализ стихотворения Сергея Есенина С добрым утром!

Содержание

Слайд 2

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И
румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Слайд 3

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет,

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет,
пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств.

.

Слайд 4

С помощью различных средств художественной выразительности поэту удалось создать образ живой природы:

С помощью различных средств художественной выразительности поэту удалось создать образ живой природы:
березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей.
Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Слайд 5

Задремали звезды золотые,
Олицетворение, эпитет, инверсия, фонетическая анафора
Задрожало зеркало затона,
метафора, инверсия, фонетическая анафора
Брезжит

Задремали звезды золотые, Олицетворение, эпитет, инверсия, фонетическая анафора Задрожало зеркало затона, метафора,
свет на заводи речные
инверсия И румянит сетку небосклона.
метафора

Слайд 6

Улыбнулись сонные березки,
Олицетворение, эпитет, инверсия, синтаксический параллелизм
Растрепали шелковые косы.
Олицетворение, эпитет
Шелестят зеленые сережки,
Инверсия,

Улыбнулись сонные березки, Олицетворение, эпитет, инверсия, синтаксический параллелизм Растрепали шелковые косы. Олицетворение,
синтаксический параллелизм
И горят серебряные росы.
Метафора, эпитет, инверсия

Слайд 7

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
Олицетворение, эпитет
И, качаясь, шепчет шаловливо:
Олицетворение
"С добрым

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром Олицетворение, эпитет И, качаясь, шепчет
утром!"  

Слайд 8

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и
в конце стихотворения?
1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

Слайд 9

2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле

2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле
колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Слайд 10

Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы»,

Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы»,
которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Слайд 11

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить
данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.

Слайд 12

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к
явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой.

Слайд 13

Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот

Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот
празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Слайд 14

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые
повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.

Слайд 15

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

Слайд 16

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"  

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"

Слайд 17

В своей поэзии Есенин использует цветопись.
Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего

В своей поэзии Есенин использует цветопись. Цветопись - искусство передачи цветов, красок
мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Слайд 18

Перечислите, какие цвета использует поэт в данном стихотворении:
золотой
красный, розовый (румянит)
зелёный
серебряный

Перечислите, какие цвета использует поэт в данном стихотворении: золотой красный, розовый (румянит) зелёный серебряный

Слайд 19

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся
инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.