- Главная
- Литература
- Деятельность педагогов-музыкантов М.А. Балакирева, Г.Я. Ломакина,Б.Л. Яворского
Содержание
- 2. Болеслав Леопольдович Яворский Ломакин Гавриил Якимович Балакирев Милий Алексеевич
- 3. БАЛАКИРЕВ-ПЕДАГОГ Балакирев — самый великий педагог по композиции за всю историю мировой музыки. Чем это можно
- 4. Трудность освоения этой педагогики в том, что сам Балакирев, обладавший великолепным литературным даром (это видно из
- 5. Его инстинктивно чуждавшаяся немецкой методичности художественная натура избрала взрывчатую, стихийную, непредсказуемую импровизацию формой выражения педагогических идей,
- 6. Кем был Мусоргский до знакомства с Балакиревым? По воспоминаниям Бородина мы знаем: фатоватый юный офицерик, изящно
- 7. Видимо, перед Балакиревым встала новая, смелая задача — отныне русская музыка уже должна была вести вперед
- 8. Существенно, что вся работа с учениками над стилем шла у Балакирева на конкретной основе тщательнейшей проработки
- 9. Каковы же были ограничения, жесткие нормы отбора? Они касались не приемов, не диссонансов, а стилевых, интонационных,
- 10. Что же именно не принималось балакиревцами в первую очередь? Стилистика городского романса, к тому времени уже
- 11. Но тяготение к лирике неизбывно у каждого композитора. И Балакирев, а за ним его сотоварищи, особенно
- 12. Балакирев и его ученики не могли в полной мере ознакомиться с богатствами русской протяжной крестьянской песни,
- 13. Русскую протяжную песню я бы сравнил с невидимым градом Китежем, таинственно укрытым от глаз, веками таящимся
- 14. В юности он много времени уделял самообразованию. Брал уроки игры на скрипке и фортепиано. Переиграл все
- 15. Гавриил родился в 1811 году в слободе Борисовке тогдашней Курской губернии в семье крепостных графа Шереметева
- 16. Собственные методы обучения певчих Гавриил Ломакин начал разрабатывать ещё в ранней молодости, получив должность руководителя Шереметевской
- 17. Болеслав Леопольдович Яворский
- 18. Научная деятельность Яворский — автор трудов по теории музыки (мелодики, ритмики, гармонии, формы), истории исполнительских стилей.
- 19. Теория музыки Яворского содержит элементы риторики, а язык, которым она излагается, метафоричен. Это риторическое направление задаётся
- 20. Одни музыкальные термины (такие как «трезвучие» и «септаккорд», «мужское» и «женское» метрические окончания, неологизмы «цепной лад»
- 22. Скачать презентацию
Слайд 2Болеслав Леопольдович Яворский
Ломакин Гавриил Якимович
Балакирев Милий Алексеевич
Болеслав Леопольдович Яворский
Ломакин Гавриил Якимович
Балакирев Милий Алексеевич
Слайд 3БАЛАКИРЕВ-ПЕДАГОГ
Балакирев — самый великий педагог по композиции за всю историю мировой музыки.
БАЛАКИРЕВ-ПЕДАГОГ
Балакирев — самый великий педагог по композиции за всю историю мировой музыки.
Слайд 4Трудность освоения этой педагогики в том, что сам Балакирев, обладавший великолепным литературным
Трудность освоения этой педагогики в том, что сам Балакирев, обладавший великолепным литературным
Его рано сложившиеся художественные вкусы и убеждения были тверды, определенны и устойчивы. И выражались не в трактатах, а в импровизациях нового типа. Импровизации эти представляли собой не академически гладкие или блестяще-виртуозные вариации или фантазии-рапсодии, а творчески веское продолжение, уточнение и развитие созданного талантливым учеником материала, его стилистически точную отшлифовку.
Другой великий педагог — Шёнберг (воспитавший, в свою очередь, двух гениальных мастеров, Берга и Веберна, а также высокоталантливого Эйслера), наследник немецкой педагогической школы и ярчайший новатор, оставил нам и учебник гармонии, и «методические разработки» своей системы и своих вкусов в статьях и высказываниях; Веберн (музыковед по первоначальному образованию) дополнил и развил их применительно к серийной технике, другие ученики и «музыкальные внуки» создали учебники додекафонии. Не то у Балакирева.
Слайд 5Его инстинктивно чуждавшаяся немецкой методичности художественная натура избрала взрывчатую, стихийную, непредсказуемую импровизацию
Его инстинктивно чуждавшаяся немецкой методичности художественная натура избрала взрывчатую, стихийную, непредсказуемую импровизацию
В сущности, ведь не В. В. Щербачев, а именно М. А. Балакирев впервые начал вести свободное сочинение уже на первом курсе класса композиции. Он создал основу той системы, которая повсеместно бытует в советских консерваториях. Но, конечно, он вел это свободное сочинение куда лучше, чем мы. И мог позволить себе взлететь гораздо выше нас. Мы начинаем с работы над миниатюрами, малыми формами; на втором курсе переходим к вариациям, вокальным циклам и так далее. Первым заданием Щербачева была, как известно, инструментальная ария. Первым заданием Балакирева была целая симфония! Писать симфонию он доверил не только Римскому-Корсакову и Бородину, но много позже и Золотареву, и другим своим «капелланам». Этот максимализм был удивительно плодотворен именно в начале 60-х годов, когда русской симфонии как особого русла в этом жанре, по существу, не было (русские же опера, романс, инструментальная миниатюра, напротив, давно и успешно развивались). То была сфера иррационального, поискового. А это и нужно было Балакиреву для того, чтобы выбить у ученика каноническую почву из-под ног и направить его в неведомый, но увлекательный путь. Техническую же помощь, доработку всех деталей партитуры гарантировал сам педагог, умевший научить талантливого ученика довести до конца свой дерзкий, невероятный по трудности, сложнейший замысел. Доверять надо молодым, если таланты их велики! В новой задаче лучше раскрываются их данные, быстрее протекает процесс обучения технике.
Слайд 6Кем был Мусоргский до знакомства с Балакиревым? По воспоминаниям Бородина мы знаем:
Кем был Мусоргский до знакомства с Балакиревым? По воспоминаниям Бородина мы знаем:
Какого же характера резкий перелом произошел в творческом сознании всех трех русских классиков под влиянием Балакирева? Здесь я должен кратко изложить свое личное композиторское представление о некоторых этапах истории русской музыки.
Она развивалась, по-моему, совершенно уникально, непохоже на другие музыкальные культуры. Музыкальное средневековье (его ранний период) затянулось, видимо, до конца XVI века. Благодаря этому до нас дошло, сохранилось многое в фольклоре и церковной музыке в живом бытовании. Старый крестьянский фольклор с его старинными ладами, натуральным строем, гетерофонно-подголосочным пением, модальностью и особыми тембро-интонациями у нас дожил почти до наших дней! То же можно сказать о монодической культуре обиходных напевов — церковных, раскольничьих, обрядовых. Современные ученые реставрируют их, опираясь на слуховой опыт недавнего воспроизведения этих монодий. Ладовое многообразие, переливчатую натуральность строя мы слышим в народных напевах и инструментальных наигрышах.
Слайд 7Видимо, перед Балакиревым встала новая, смелая задача — отныне русская музыка уже
Видимо, перед Балакиревым встала новая, смелая задача — отныне русская музыка уже
Слайд 8 Существенно, что вся работа с учениками над стилем шла у Балакирева
Существенно, что вся работа с учениками над стилем шла у Балакирева
Слайд 9Каковы же были ограничения, жесткие нормы отбора? Они касались не приемов, не
Каковы же были ограничения, жесткие нормы отбора? Они касались не приемов, не
Слайд 10Что же именно не принималось балакиревцами в первую очередь? Стилистика городского романса,
Что же именно не принималось балакиревцами в первую очередь? Стилистика городского романса,
Слайд 11Но тяготение к лирике неизбывно у каждого композитора. И Балакирев, а за
Но тяготение к лирике неизбывно у каждого композитора. И Балакирев, а за
Слайд 12Балакирев и его ученики не могли в полной мере ознакомиться с богатствами
Балакирев и его ученики не могли в полной мере ознакомиться с богатствами
Слайд 13Русскую протяжную песню я бы сравнил с невидимым градом Китежем, таинственно укрытым
Русскую протяжную песню я бы сравнил с невидимым градом Китежем, таинственно укрытым
Слайд 14В юности он много времени уделял самообразованию. Брал уроки игры на скрипке
В юности он много времени уделял самообразованию. Брал уроки игры на скрипке
Слайд 15Гавриил родился в 1811 году в слободе Борисовке тогдашней Курской губернии в
Гавриил родился в 1811 году в слободе Борисовке тогдашней Курской губернии в
Церковный хор в Борисовке был не совсем обычным. По распоряжению ещё старого графа Петра Борисовича Шереметева, в двух принадлежавших ему слободах, Борисовке и Алексеевке, при церквях были созданы полупрофессиональные детские хоры, где мальчики получали начальное музыкальное образование. Таким образом граф готовил «кадры» для своей крепостной певческой капеллы, считавшейся лучшей в России.
Состав хора постоянно обновлялся. Когда у юных певцов начиналась мутация голоса (переход в мужской тембр), их или отправляли назад в деревню, или устраивали на службу где‑нибудь в Петербурге. Специалисты регулярно ездили по вотчинам Шереметева и отбирали наиболее талантливых крестьянских детей. В 1821 году десятилетний Гавриил Ломакин тоже был привезён в Петербург.
Слайд 16Собственные методы обучения певчих Гавриил Ломакин начал разрабатывать ещё в ранней молодости,
Собственные методы обучения певчих Гавриил Ломакин начал разрабатывать ещё в ранней молодости,
Многое для своих методических разработок Ломакин почерпнул из единственной поездки в Европу, состоявшейся в 1857 году. Обычно за границу ездили представители дворянского сословия. Для вчерашнего крепостного подобная поездка была чем‑то из ряда вон выходящим. Однако встречаясь с европейскими композиторами, чьи произведения исполняла Шереметевская капелла, Ломакин часто получал приглашения посетить их страны. И когда, наконец, решился, то был радушно принят в Берлине, Дрездене и Париже, где его знали как выдающегося хормейстера.
Надежда Андреевна, сопровождавшая супруга, удивлялась, что в Европе «никто не обращал внимания на его звание», то есть «неблагородное» происхождение, которое в России ему порой приходилось скрывать даже от близких приятелей. Здесь же все смотрели только на профессиональные качества.
Во время поездки Гавриил Ломакин обходился без помощи переводчика: немецкий и французский бывший крепостной музыкант знал в совершенстве.
Между прочим, методические труды Ломакина долгое время оставались единственным основательным и доступным пособием по начальному обучению пению. По ним занималось большинство регентов, певчих и учителей музыки. Эти книги переиздавались до конца XIX века.
Подробнее о наследии великого мастера читайте в томе «Знаменитые земляки. Ломакин».
Слайд 17Болеслав Леопольдович Яворский
Болеслав Леопольдович Яворский
Слайд 18Научная деятельность
Яворский — автор трудов по теории музыки (мелодики, ритмики, гармонии, формы),
Научная деятельность
Яворский — автор трудов по теории музыки (мелодики, ритмики, гармонии, формы),
Слайд 19Теория музыки Яворского содержит элементы риторики, а язык, которым она излагается, метафоричен.
Теория музыки Яворского содержит элементы риторики, а язык, которым она излагается, метафоричен.
Слайд 20Одни музыкальные термины (такие как «трезвучие» и «септаккорд», «мужское» и «женское» метрические
Одни музыкальные термины (такие как «трезвучие» и «септаккорд», «мужское» и «женское» метрические