Немой кинематограф. Вклад Александра Петровича Довженко

Содержание

Слайд 2

Немой кинематограф, немое кино — разновидность кинематографа, не имеющая звукового сопровождения.

Немой кинематограф, немое кино — разновидность кинематографа, не имеющая звукового сопровождения.

Слайд 3

Появлению немого кинематографа предшествовали изобретения различных технологий создания движущихся рисунков, таких как

Появлению немого кинематографа предшествовали изобретения различных технологий создания движущихся рисунков, таких как
зоотроп, фенакистископ, зупраксископ, стробоскоп и многих других. Запись и воспроизведение движущегося изображения существующих предметов была бы невозможна без изобретения фотографии в первой половине XIX века и её совершенствования, позволившего делать моментальные снимки с выдержками в доли секунды. Промежуточным этапом между фотографией и кинематографом считается хронофотография, изначально предназначенная для изучения быстрых движений животных и людей.

Слайд 4

А теперь к главному ☺

А теперь к главному ☺

Слайд 5

Александр Довженко родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1894 года 

В

Александр Довженко родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1894 года
1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год.

Слайд 6

В 1914 году Довженко окончил институт и был направлен в Житомирское начальное

В 1914 году Довженко окончил институт и был направлен в Житомирское начальное
училище, где ввиду нехватки учителей он преподаёт природоведе гимнастику, географию, физику, историю, рисование.

В 1926 году Довженко почувствовал неодолимую тягу к кино и поехал в Одессу - приобщаться к производству фильмов. По собственному признанию, он не имел ни малейшего представления о профессии, которая впоследствии стала делом его жизни, но был исполнен энтузиазма и веры в важность "нового искусства" для масс.

Слайд 7

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) режиссер пытается соотнести ритмы социальной

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) режиссер пытается соотнести ритмы социальной
и естественной жизни народа

 На волне огромного успеха этого фильма он создает "Арсенал" (1928) и "Землю" (1929). Отношение властей к этим бесспорно выдающимся работам было уже не столь единодушным: к Довженко прочно пристал ярлык "украинского националиста". Но давление партийной цензуры в те годы было еще терпимо, и Довженко снимает "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939). Затем были неудачные, изуродованные цензурой "Мичурин" (1949) и "Прощай, Америка!" (1951). 

Слайд 8

Феномен Довженко - гениального режиссера, блистательного сценариста и прозаика, талантливого художника и

Феномен Довженко - гениального режиссера, блистательного сценариста и прозаика, талантливого художника и
графика, кажется, уже изучен досконально и, все-таки, таит немало белых пятен. Довженко и сам запутывал своих исследователей, уверяя, что секрет успеха его фильмов в том, что всех своих героев, включая детей и стариков, он пишет с себя и своих ближайших родственников (что, отчасти, было правдой). Одно не подлежит сомнению: его творчество вызрело из устного наследия его предков, восточно-украинских крестьян, испокон веков живших вдоль Десны. Потомок землепашцев, Довженко страстно любил природу. Лучшие романтические страницы его творчества посвящены земле-кормилице.

Слайд 9

Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом

Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом
фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, которые, совершенно очевидно, расходились с государственными.

Слайд 10

В 1934 Александр Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной

В 1934 Александр Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной
интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф о герое Гражданской войны Щорсе в одноименном фильме.

Слайд 11

Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана

Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана
превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы.

Слайд 12

Дальнейшие кинематографические замыслы Александра Петровича Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как

Дальнейшие кинематографические замыслы Александра Петровича Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как
это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946-47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга.

Слайд 13

Премии и награды
1934 — приз МКФ в Венеции, фильм «Иван»;
1941 — Сталинская

Премии и награды 1934 — приз МКФ в Венеции, фильм «Иван»; 1941
премия I степени за фильм «Щорс» (1939);
1949 — Сталинская премия II степени за фильм «Мичурин» (1948);
1959 — Ленинская премия за литературный сценарий «Поэма о море» (посмертно);
1943 — Орден Красного Знамени.

Слайд 14

Александр Петрович Довженко скончался 25 ноября 1956 года в Переделкино, Московской области, накануне первого

Александр Петрович Довженко скончался 25 ноября 1956 года в Переделкино, Московской области,
съемочного дня, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину.