Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899). Гуттаперчевый мальчик

Содержание

Слайд 2

И.Н.Крамской - Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича

С портрета, написанного И.Н.Крамским, проникновенно смотрит

И.Н.Крамской - Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича С портрета, написанного И.Н.Крамским, проникновенно
на нас немолодой мужчина. Непринужденным жестом выдвинув вперед руку, он словно продолжает спор, в котором явно берет верх. Чувствуется, что это человек живой и энергичный.

Слайд 3

Григорович занимал одно из ведущих мест в литературе сороковых-пятидесятых годов XIX

Григорович занимал одно из ведущих мест в литературе сороковых-пятидесятых годов XIX века.
века. Ряд произведений, созданных им, по праву вошел в золотой фонд классики.
Он родился в небогатой дворянской семье. Мать будущего писателя была француженкой, и до восьми лет мальчик почти не говорил по-русски. Только старый отцовский камердинер рассказывал мальчику народные сказки и открывал ему богатство русской речи.

Слайд 4

В четырнадцать лет отдали его в
военное Главное инженерное
училище, а

В четырнадцать лет отдали его в военное Главное инженерное училище, а там
там воспитание и
образование сводились к
шагистике и техническим
наукам, которые юношу мало
интересовали. Но именно
здесь подружился Григорович с
Ф.М.Достоевским, пробудившим
в нем горячий интерес к литературе.
Училище Григорович бросил при первой же возможности, не выдержав казарменного режима. Некоторое время он ищет себя: то учится в Академии художеств, то пробует стать актером, то служит в канцелярии петербургского театра.

Слайд 5

Взвесив все обстоятельства, Григорович счел возможным и нужным оставить литературу и

Взвесив все обстоятельства, Григорович счел возможным и нужным оставить литературу и отдаться
отдаться служению другой музе.
С юных лет Григорович собирал произведения изобразительного искусства и был известен как коллекционер высокой эрудиции. Он и сам обладал недюжинными художественными способностями. Ему принадлежит также ряд искусствоведческих статей о современной европейской и русской живописи.
В 1864 году Григорович принимает пост секретаря Общества поощрения художников.

Д.В.Григорович. Автопортрет

Слайд 6

Прошло почти два десятилетия, прежде чем имя Григоровича вновь появилось на

Прошло почти два десятилетия, прежде чем имя Григоровича вновь появилось на страницах
страницах журналов. Долгое молчание не сказалось на творчестве писателя. Новая его повесть "Гуттаперчевый мальчик" (1883) была расценена критикой как "маленький шедевр".
В "Гуттаперчевом мальчике" писатель затрагивает весьма злободневный вопрос - проблему обездоленного детства.
Восьмидесятые годы - время усиленного роста капитализма в России. По мере увеличения числа крупных предприятий разоряется масса кустарей и ремесленников. Появляются целые армии безработных, чьи дети остаются беспризорными.

Слайд 7

"...Когда я родился - я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял

"...Когда я родился - я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне,
мне, почему я заплакал, когда родился..."

Прочитайте краткое содержание книги (см. приложение)

Слайд 8

Историю жизни ребенка, у которого "в детстве не было детства", и

Историю жизни ребенка, у которого "в детстве не было детства", и рассказывает
рассказывает писатель в своей повести.
С понятием "цирк" издавна связано представление о празднике, веселом и завлекательном зрелище. Григорович вводит читателя в цирк через кулисы.

Слайд 9

Действие еще не завязалось, но читателю уже ясно, что подлинным хозяином

Действие еще не завязалось, но читателю уже ясно, что подлинным хозяином цирка
цирка являются не бесстрашные укротители, наездники и клоуны, а антрепренер, эксплуатирующий их труд. Грубость и бездушие дельцов от искусства порождают жестоких Беккеров, которым вверяется судьба ребенка. "Петя был... не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком". Среди громадных предметов цирка и равнодушных людей он выглядит особенно сиротливо и одиноко - "тщедушный неоперившийся цыпленок".

Слайд 10


Петя продолжал бояться своего наставника, как в первый день. К

Петя продолжал бояться своего наставника, как в первый день. К этому начинало
этому начинало примешиваться другое чувство, которого не мог он истолковать, но которое постепенно росло в нем, стесняло ему мысли и чувства, заставляя горько плакать по ночам, когда, лежа на тюфячке, прислушивался он к храпенью акробата.
И ничего, ничего Беккер не делал, чтобы сколько-нибудь привязать к себе мальчика. Даже в тех случаях, когда мальчику удавалась какая-нибудь штука, Беккер никогда не обращался к нему с ласковым словом; он ограничивался тем, что снисходительно поглядывал на него с высоты своего громадного туловища.

Слайд 11

Под руководством Эдвардса он сделал бы, без сомнения, больше успехов;
в руках

Под руководством Эдвардса он сделал бы, без сомнения, больше успехов; в руках
Беккера дальнейшее развитие очевидно замедлялось.

Несмотря на легкость и гибкость, Петя был, как мы сказали выше, не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком.

Слайд 12

Из мира жестокости и нищеты писатель с присущим ему обыкновением изображать

Из мира жестокости и нищеты писатель с присущим ему обыкновением изображать контрастные
контрастные планы переносит действие в дом графа Листомирова, где ничто не омрачает счастливого существования детей. Сравнение этих двух миров позволило Григоровичу с большой силой поставить вопрос об ответственности общества за судьбы обездоленных.