Слайд 2Alessandro Scarlatti (oтец D. Scarlatti). «Мой сын – орел, у которого выросли
крылья…»
Слайд 3К Биографии
Учился у отца и Г.Герца, с 16 лет –органист и композитор
Неаполитанской Королевской капеллы.
В Венеции 4 года учился у Ф. Гаспарини. Знакомство и дружба с Генделем, Б.Марчелло.
Рим – творческая зрелость. Европейская слава виртуоза- клавесиниста ( «словно за инструментом тысяча дьяволов», любимый клавесин С. назван им «Рафаэль из Урбино»). Общение с Б.Паскуини и А.Корелли. Творческое наследие- 20 опер,~ 20 ораторий и кантат, 12 инструмент. Концертов, «Miserere», «Stabat Mater». 555 клавирных сонат – Классика современности.
1720-1757 – Португалия, Испания (при дворе инфанты, затем королевы).
Слайд 4D.Scarlatti Sonaten
Обращение С. к исполнителю в первом издании(1738): «…Не жди в этих
композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой- воспитать в тебе уверенность в игре на клавичембало. Не корыстное намерение и тщеславие вынудили меня опубликовать их… Итак, подойди к этим произведениям как человек, а не как критик, и ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!»
Слайд 5D.Scarlatti Sonaten
Народное начало сочетается с аристократической утонченностью, импровизационность с прообразом сонатной формы.
«Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства…» (К.Кузнецов)
НОВИЗНА в сравнении со стилем Рококо.-
-Высокохудожественное содержание. Сочность народного колорита, смелость гармонического языка, изящество и виртуозный блеск, поэтичность, драматизм и героика.
Родственность с операми –буфф и комедиями К.Гольдони.
Структура сочинений: усиление контрастности тем; полифоничность, имитации , каноны.
Виртуозность как ранний образец художественного этюда (Франческо Дуранте – ученик А.Скарлатти – называл свои clavesinsonaten «Studio», «Essercizi»).
Украшения усиливают шутливость, задорность, а не прихотливость. Преобладают vorshlag и tr., аччаккатура (brio),а не grupetto.
Слайд 6D.Scarlatti Sonaten
Фактура С.: пятипальцовки, последования из разложенных 2,3 и др., гаммы, арпеджио,
репетиции, участие обеих рук в имитациях и скачках.
С. объединял сонаты в группы по 2-3 произведения по сходству метроритма, темпа (более и менее подвижные),тональности (одноименный мажор и минор),тематических связей и интонаций, жанровых особенностей.
Издания сонат С.: Ралф Кёрнпатрик- полный каталог klavirsonaten С. (555) и faximile; Alessandro Longo (нач. 20в.) – обилие нюансов, сюитная группировка; А.Гольденвейзер, А.Николаев, И.Окраинец (менее детализированная); 200 сонат С. – Венгрия1977-79. Urtext, хронологическая последовательность.