Джон Гей 1685 - 1732

Содержание

Слайд 2

Джон Гей – английский поэт и драматург, автор басен, песен, пасторалей и

Джон Гей – английский поэт и драматург, автор басен, песен, пасторалей и
комедий – родился 30 июня 1685 года в городе Барнстебл графства Девоншир, Великобритания.
Юные годы провёл вдали от Лондона, в родном городе. Начинал помощником столичного торговца тканями. Сочинение «Современное состояние умов» (1711) доставило ему знакомство и покровительство наиболее уважаемых литераторов, включая А. Поупа, Дж. Свифта и У. Конгрива.

Александр Поуп

Джонотан Свифт

Уильям Конгрив

Слайд 3

В последующие несколько лет он служит секретарем герцогини Монмут и лорда Кларендона.

В последующие несколько лет он служит секретарем герцогини Монмут и лорда Кларендона.
Общение с высокопоставленными персонами, наблюдение за их бытом дают Джону Гею все больше и больше мотивов для литературного творчества. Как раз в этот период появляется его ироикомическая поэма «Опахало» (1713 г.). Она и помогла Джону Гею встать в ряды первых поэтов Англии.
В сочинении «Искусство гуляния по улицам Лондона» представил развёрнутое поэтическое соответствие циклам сатирических гравюр Хогарта. До конца жизни Гей пользовался милостями своих высокопоставленных покровителей, у которых служил секретарём либо гувернёром.

Слайд 4

Имя Джона Гея ассоциируется в сознании читателя главным образом с его яркой

Имя Джона Гея ассоциируется в сознании читателя главным образом с его яркой
и талантливой пьесой «Опера нищих», созданной в 1728 г.
Серьезная и глубокая критика политической и социальной системы Англии начала XVIII века — вот та основная задача, которую ставил перед собой драматург при созидании «Онеры нищих». Одним из виднейших представителей современной передовой французской литературы, известный писатель Пьер Декс писал в книге «Семь веков романа», что Гей был одним из авторов, заложивших основы реалистического творчества, которые впоследствии позволили писателям разоблачить буржуазное общество, вскрыть его пружины и выявить его гнилость и неспособность к прогрессу.
Именно этого, с точки зрения Декса, и не могут простить Гею многие историки литературы и театра.

Слайд 5

Тему "Оперы нищего" Гею подсказал Свифт: «Что вы скажете о ньюгетской пасторали,

Тему "Оперы нищего" Гею подсказал Свифт: «Что вы скажете о ньюгетской пасторали,
действие которой происходит среди проституток и воров?»

Ньюгетская тюрьма

Слайд 6

Серьезная и глубокая критика политической и социальной жизни Англии начала XVIII

Серьезная и глубокая критика политической и социальной жизни Англии начала XVIII века
века - вот та основная задача, которую ставил перед собой драматург при создании "Оперы нищего". В пьесе Гей пародирует итальянскую оперу и применяет ее каноны и штампы, изображая подонков Лондона — воровскую шайку с ее главарем, скупщиком краденого и его очаровательную дочку Полли.

Тема, которую он выбирает, волновала Лондон и была актуальна для Англии начала XVIII века: 20-е годы ознаменовались невероятным ростом преступности, охватившей всю страну. Имена Джека Шеппарда и Джонатана Уайлда хорошо знали за пределами Лондона. Правительство Лондона оказалось не в состоянии
самостоятельно справиться с этой волной преступности и решило воспользоваться через своих агентов услугами самих же воров и скупщиков краденого, которые за известную сумму выдавали собратьев по ремеслу.
Джонатан Уайлд был скупщиком краденого, с его помощью удалось поймать и повесить Джека Шеппарда и Джозефа Блейка, который держал в трепете всю Англию в течение 1724 года.

Слайд 7

Вскоре Уайлд вновь оказался в зале суда, но на этот раз в

Вскоре Уайлд вновь оказался в зале суда, но на этот раз в
качестве обвиняемого. Его повесили в 1725 году. Личность Уайлда представлялась современникам интересной, героической, почти легендарной. Его "подвиги" вызывали не осуждение, а одобрение, так как каждый понимал, что Уайлд ничуть не хуже мошенников из правительственных кругов, которые не попадают на виселицу лишь благодаря связям и туго набитому кошельку. Сама жизнь подсказывала вполне логичный вывод: если в стране царствует беззаконие, если правящие круги так же погрязли в коррупции и подкупе, как низшие - в разбое и грабеже, то мошенники и воры по-своему правы, когда пользуются этой беззаконностью, становясь бичом для законных воров - государственных деятелей, министров и придворных.

Слайд 8

Образ бандита Джонатана Уайлда начинает все чаще использоваться многочисленными авторами и прессой,

Образ бандита Джонатана Уайлда начинает все чаще использоваться многочисленными авторами и прессой,
принадлежавшими к
оппозиционным кругам, для создания параллели между "великим разбойником" и
"великим министром" Уолполом.
Эту же параллель между правительственными кругами и преступными элементами с успехом использует и Гей в "Опере нищего".
Цель сатиры Гея - перевернуть привычные понятия о сословных различиях, пригвоздить к позорному столбу тех, кто под покровом высоких титулов и знатной родословной совершает те же преступления, что и разбойник Макхит, и, следовательно, показать, что "пороки людей самого низкого пошиба и пороки богачей сходны".

Слайд 9

Разбойники из шайки Макхита, как и он сам, понимают, каким должно быть

Разбойники из шайки Макхита, как и он сам, понимают, каким должно быть
справедливое распределение благ на земле. В образе Макхита Гей выделяет бескорыстие, внутреннее благородство и понимание того, что такое подлинная дружба. Все разбойники высоко ценят своего предводителя за мужество, щедрость, готовность помочь приятелю, попавшему в беду. В вопросах чести Макхит крайне принципиален; он всегда бескорыстен в дележе добычи.

Единственно, о чем сожалеют разбойники, так это о том, что их капитан слишком много времени проводит в компании знатных господ, играя в карты и посещая увеселительные заведения: общество лордов слишком пагубно влияет на благородного Макхита, прививая ему свои пороки.
И, словно подтверждая правильность выводов, сделанных разбойниками, Гей говорит в финале спектакля: "На протяжении всей пьесы вы могли наблюдать такое сходство в поведении сильных и слабых мира сего, что трудно решить, кто кому подражает в модных пороках - знатные джентльмены джентльменам с большой дороги или наоборот".

Слайд 10

Если в образе Макхита Гей выделяет черты внутреннего благородства, то в

Если в образе Макхита Гей выделяет черты внутреннего благородства, то в Пичеме
Пичеме и Локите он видит прежде всего людей, развращенных властью, легкой наживой и деньгами. Для Пичема деньги - способ властвовать
над людьми и вершить их судьбами. Ради наживы он готов торговать собственной дочерью. Он не против того, чтобы Полли заигрывала и развлекалась с клиентами, но только в интересах дела.

Замужество! Любовь! Нет, такие понятия не входят в свод моральных законов мистера Пичема и его жены. Эта почтенная чета советует Полли во всем следовать поведению придворных дам: окружить себя дюжиной поклонников и постараться извлечь пользу из каждого.
Но чтобы скрыть свои подлинные стремления, Пичем, как настоящий буржуа, беспрестанно разглагольствует о чести, нравственности и семейном долге: с его точки зрения, надежды и честь семьи навсегда погибнут, если Полли выйдет замуж за любимого ею Макхита.

Слайд 11

"Предприятие", во главе которого стоит Пичем, отличается широтой и размахом, в

"Предприятие", во главе которого стоит Пичем, отличается широтой и размахом, в него
него вовлечено огромное количество людей: проститутки обшаривают карманы своих подвыпивших клиентов, воры грабят дома богатых буржуа, разбойники нападают на кареты, пользуясь безлюдностью дорог в поздний час. И все награбленное добро стекается к Пичему - скупщику краденого. Он спарывает монограммы с носовых платков, несколько видоизменяет фасоны платьев и костюмов, отдает в переделку драгоценности, а те, что могутбыть легко опознаны, отправляет за границу. Пичем, как правило, не любит называть вещи своими именами - на все у него существуют эвфемизмы:

разбой и грабеж - это "профессия", "дело", "занятие"; воры - "джентльмены, рискующие жизнью ради товаров", а награбленная добыча - "плоды их часов досуга". Жизнь человека для Пичема - тоже товар, а убийство - "модное преступление" и "что же делать джентльмену, если без преступления не провернуть дельце?". Так Гей пригвождает к позорному столбу вместе с Пичемом и Робертом Уолполом всю политическую систему Англии начала XVIII века.

Слайд 13

"Опера нищего" - яркая пародия на модное увлечение знати того времени

"Опера нищего" - яркая пародия на модное увлечение знати того времени -
- итальянскую оперу, которая бессодержательностью своих либретто и штампами мешала созданию национального английского театра.
Во вступлении, представляющем диалог нищего и актера, Гей подчеркивает, что ввел в свою пьесу все сравнения, которые только встречаются в прославленных итальянских операх: с ласточкой, пчелой, челноком, цветком, голубкой и т. д. Таким образом, одной из творческих задач драматурга было "перещеголять" итальянцев во всех их условностях и шаблонах.

Слайд 14

Нередко Гей пользуется особым приемом:
сталкивает в одном предложении два антипода - сравнение

Нередко Гей пользуется особым приемом: сталкивает в одном предложении два антипода -
из итальянской оперы со сравнением, типичным для низов общества или взятым из уличной баллады.
Так, например, миссис Пичем начинает свой куплет о судьбе девушки, сравнивая ее с мотыльком, но затем, словно не выдерживая высокопарного оперного стиля, ее сравнение обрушивается в самую грязь жизни: сделав один неверный шаг, девушка превращается в то, чего даже она, миссис Пичем, не может произнести вслух.
Иногда автор использует образ в пародийном плане: разбойник, которого везут на виселицу в телеге, сравнивается то с благородным лордом, то с Адонисом - торжественный выезд на колеснице богов, героев, царей и полководцев был типичной деталью итальянских опер.
Пародируя итальянскую оперу, Гей стремится противопоставить ей простоту английских народных баллад, которые он с таким мастерством вводит в свою пьесу.

Слайд 15

Обличение порока было одной из важнейших задач авторов классического периода английского Просвещения.

Обличение порока было одной из важнейших задач авторов классического периода английского Просвещения.
Но они стремились прочесть и нравоучение:
ничто не скроет порок - ни блеск, ни власть, ни богатство.
Для любого нравоучения, однако, требовалось противопоставить пороку некий положительный идеал, и этим идеалом в "Опере нищего" явилось здоровое отношение народа к мрачной и неприглядной действительности, выраженное в балладах.
Народный юмор, народные мелодии, использование традиций народного балаганного театра - все это способствовало тому, что мир пичемов и уолполов терял свою силу, слабел, уступая натиску народного юмора, остроумия, смеха.

«Опера Нищего» интересна еще и тем, как к ней отнеслась публика. Широкие массы, увлеченные простыми музыкальными мотивами и незамысловатым текстом, проникались идеями Джона Гея.
Его опера выдержала 62 представления – неслыханное число для того времени. Социально-политические проблемы, поднятые поэтом, взбудоражили умы общественности, а подкрепленные тонким юмором и простотой языка идеи Джона Гея разошлись во все концы Англии, вызвав целую волну подражателей и подражаний.

Слайд 16

Позднее сюжет «Оперы нищего» был использован Бертольтом Брехтом в его пьесе «Трёхгрошовая

Позднее сюжет «Оперы нищего» был использован Бертольтом Брехтом в его пьесе «Трёхгрошовая опера».
опера».
Имя файла: Джон-Гей-1685---1732.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0