Фердинанд Ходлер

Содержание

Слайд 2

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР(1853—1918)

Швейцарский художник Фердинанд Ходлер — один из самобытнейших мастеров модерна. Его

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР(1853—1918) Швейцарский художник Фердинанд Ходлер — один из самобытнейших мастеров модерна.
творчество, обладая всеми характерными признаками этого стиля, несѐт и целый ряд неповторимых черт — огромную внутреннюю силу, эпический размах, стремление отразить в своих работах историко-патриотические темы.

Слайд 3

Выходец из бедной рабочей семьи (его отец был столяром), художник прожил большую

Выходец из бедной рабочей семьи (его отец был столяром), художник прожил большую
часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг.). Далеко не сразу мастер обрѐл и творческий почерк, что было нелегко любому живописцу из Швейцарии, страны, чьѐ искусство испытывало постоянное сильное влияние соседей — Франции, Германии и Италии.

Утро. 1975 г.

Слайд 4

Первые самостоятельные работы Ходлера датируются серединой 70-х гг. Тогда господствующим направлением в

Первые самостоятельные работы Ходлера датируются серединой 70-х гг. Тогда господствующим направлением в
швейцарской живописи был бытовой реализм, пришедший из Германии. В этом русле проходило обучение молодого художника в Женевской школе изящных искусств

Бык. 1978 г.

Слайд 5

На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они представляют собой,

На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они представляют собой,
как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей («Сапожник за работой», «В мастерской столяра», обе 1879 г.), однако манера письма художника далека от дотошного натурализма.

Сапожник за работой.
1879 г.

Слайд 6

Достаточно взглянуть на два портрета 1875 г. — «Школьник» («Портрет брата») и

Достаточно взглянуть на два портрета 1875 г. — «Школьник» («Портрет брата») и
«Студент» («Автопортрет»), чтобы почувствовать желание мастера создать обобщѐнные образы, присущие любой эпохе и стране.

«Школьник» («Портрет брата»). 1875 г.

Слайд 7

Лица мальчика и молодого человека значительны и серьѐзны, в них чувствуется большая

Лица мальчика и молодого человека значительны и серьѐзны, в них чувствуется большая
сила характера. Эти работы обладают некоторымсходством с портретами мастеров немецкого Возрождения.

«Студент» («автопортрет»). 1875 г.

Портрет кисти Дюрера

Слайд 8

В 80-х гг. Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной

В 80-х гг. Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной
из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.

 «Утомленные жизнью» 1892

Слайд 9

В полном соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г.).

В полном соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г.).
Название картины в переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность», «ритмичность».
Абстрактная идея ритмической гармонии выражена через изображение процессии старцев в белых одеждах. Их окружает пейзаж, написанный нежными жѐлтыми и бледно-зелѐными красками. Лица старцев горестны, вся картина пронизана умиротворѐнностью и светом.

«Эвритмия» (1895 г.).

Слайд 10

В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие

В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие
его творческому темпераменту. Прежде всего к ним относится композиция «Женщина в порыве» (1911г.)

«Женщина в порыве» (1911г.)

Слайд 11

Крупная и сильная фигура молодой женщины напоминает работы итальянского мастера эпохи Возрождения

Крупная и сильная фигура молодой женщины напоминает работы итальянского мастера эпохи Возрождения
Микеланджело Буонарроти; насыщенные красные и синие тона одежд, жѐлтый цвет фона завораживают взгляд. Живописец стремился показать созидательную энергию жизни, творческое озарение. «Женщина в порыве» (1911г.) — этюд к большой картине «Эмоции».

«Эмоции».1912 г.

Слайд 12

Ходлер упоминал не раз, что нет лучшего символа для изображения человека, чем

Ходлер упоминал не раз, что нет лучшего символа для изображения человека, чем
дерево – и поэтому все его древесные пейзажи нужно воспринимать как аллегорию человеческой силы, упрямства, стремления к свету.

 «Вишневое дерево» 1906 г.

Слайд 13

В «Дровосеке» человеческая фигура – сама и человек, и дерево, которое ему

В «Дровосеке» человеческая фигура – сама и человек, и дерево, которое ему
предстоит победить. Человек, крепко вросший в землю ногами. Человек, которого п рирода кормит. Человек, который сам часть природы. Живая сила против живой силы.

 Дровосек. 1910

Слайд 14

Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя —

Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя —
«Отступление при Мариньяно» (1896—1900 гг.) — написана на исторический сюжет. Еее отличают яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения).

«Отступление при Мариньяно» (1896—1900 гг.)

Слайд 15

Битва при Мариньяно — ключевое сражение  за обладание герцогством Миланским. Произошло  у города Мариньяно к юго-востоку

Битва при Мариньяно — ключевое сражение за обладание герцогством Миланским. Произошло у
от Милана) между армией французского короля Франциска I, которая включала в себя отряды венецианцев и немецких наёмников, и швейцарскими наёмниками миланского герцога Массимилиано Сфорца
*В сражении близ итальянского города Мариньяно 13—14 сентября 1515 г. армия французскогокороля одержала победу над швейцарскими наѐмниками герцога Миланского.

Эскиз к «Отступление при Мариньяно» (1896—1900 гг.)

Слайд 16

Ещѐ более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908

Ещѐ более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908
г.). Действующие лица расположены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма.

«Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908 г.).

Слайд 17

Эскиз к «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908 г.).

Эскиз к «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908 г.).

Слайд 18

Своеобразной иллюстрацией теории параллелизма стала фреска «Единодушие» («Клятва жителей Ганновера на верность

Своеобразной иллюстрацией теории параллелизма стала фреска «Единодушие» («Клятва жителей Ганновера на верность
Реформации», 1913 г.). Страстная суровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.
* Реформация (от лат. reformatio — «преобразование») — общественное движение XVI столетия в Западной и Центральной Европе, боровшееся с Католической Церковью.

«Единодушие» («Клятва жителей Ганновера на верность Реформации», 1913 г.).

Слайд 19

Лес рук, вскинутых в клятвенном жесте, как выражение духовного единения людей —

Лес рук, вскинутых в клятвенном жесте, как выражение духовного единения людей —
приѐм достаточно традиционный (его использовал французский художник Жак Луи Давид в работе «Клятва в Зале для игры в мяч»).

Жак луи Давид «Клятва в Зале для игры в мяч».

Слайд 20

Мастер видел в живописи прежде всего средство выражения сильных чувств и мощной

Мастер видел в живописи прежде всего средство выражения сильных чувств и мощной
жизненной энергии. Его творчество сочетает духовный порыв , аскетическую строгость и огромную волю к радости.

Взгляд в бесконечность 1916 г.

Слайд 21

Именно в этом соединении противоположных начал заключено обаяние стиля Фердинанда Ходлера.

Избранный 1893-94

Именно в этом соединении противоположных начал заключено обаяние стиля Фердинанда Ходлера. Избранный 1893-94 г.г.
г.г.