Слайд 2Незаурядная и сложная натура
Странник Лука – самый сложный и противоречивый образ в
пьесе. Кто он? Шарлатан или искренне жаждущий добра человек?
Двойственность его образа начинается с имени.
Герой носит имя одного из евангелистов.
Лука означает «светлый» и в то же время ассоциируется со словом «лукавый». Он несет людям истинную спасительную веру, думая, что жалостью можно поднять душу. Но его «сон золотой» делает жизнь ночлежников еще более безотрадной, погружает во мрак их истерзанные души…
Слайд 3«Мяли много, оттого и мягок»
Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания обусловили основные черты
психологии Луки.
Среди них – острый интерес к людям. Обитателям подвала Лука кажется единственным защитником несчастных.
С его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде незаметная на фоне брани, кашля, стонов…
Слайд 4«Понять хочется дела человеческие»
Лука влияет на внутреннее состояние обитателей ночлежки, выполняя роль
утешителя. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать с каждым, открывая его светлые стороны. Вселяет веру в лучшее, пытается бескорыстно помочь. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных.
Слайд 5«Вся проповедь таких людей – милостыня …»
Автор спорит с Лукой, доказывая, что
жить в плену иллюзий нельзя, прозрение всегда трагично. Самое страшное, когда человек примиряется со своей беспросветной жизнью. По мнению Горького, этого допускать нельзя. Для писателя Лука неприемлем, т.к. его «ложь из жалости» опасна.
Слайд 6
Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе
«На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. Многозначность пьесы привела к разным театральным постановкам. Часто – глубоким, порой – спорным.
Слайд 7«Радостная вера в завтра»
Пьеса написана в 1902 году для труппы Московского Художественного
театра. Первое сценическое воплощение драмы, поставленное К.С. Станиславским, покорило всех своеобразным романтизмом и радостной верой в «завтра». Первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки. Его «благородный» старичок Лука воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека.
Слайд 8Полемика с классической трактовкой
В 60-е годы театр «Современник» под руководством О. Ефремова
вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи прямо противоположны авторскому замыслу. Луку играл знаменитый мхатовский актер Алексей Грибов. Несмотря на блестящую игру актера, атмосфера действия спектакля оказалась приземленной.
Слайд 9Театр «Сопричастность»
Впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения. Луку стали понимать
как олицетворение толстовского «непротивления злу насилием», как ложь во спасение. Лука (артист В. Михайлов) не прочь повластвовать. Его желание особого рода - он хочет влиять на человеческую душу! Но не знает Лука рецептов счастья…
Слайд 10Спектакль без героя, без надежды
В «Табакерке» в 2000 году была представлена новая
версия спектакля по Горькому -"На дне", полная аллюзий. Спектакль без героя, без надежды, но и без особых претензий ко времени, стране и народу. Лука здесь не очень важен. Главное - обитатели ночлежки. Образ «утешителя» воплотил Олег Табаков.