Ф.М. Достоевский Игрок. Связь событий романа с жизнью писателя. олная деградация героя и ее признаки

Содержание

Слайд 2

Вступление

Сегодня мы будем с вами говорить об одном из самых ярких писателей

Вступление Сегодня мы будем с вами говорить об одном из самых ярких
не только XIX в., и не только России, но и вообще всей мировой литературы за всю историю её развития.

В лице Достоевского мы имеем не только бесспорно гениального художника, великого гуманиста и народолюбца, но и выдающийся философский талант. Из всех наших писателей почётное звание художника-философа принадлежит по праву Достоевскому, даже Л.Н. Толстой, поставленный рядом с ним, в этом отношении теряет в своих колоссальных размерах.

С.Н.Булгаков «Иван Карамазов, как философский тип».
Публичная лекция в Киеве 21 ноября 1901 г.

Слайд 3

Мы рассмотрим главные аспекты жизни и творчества художника и мыслителя Фёдора Достоевского.
Правнук

Мы рассмотрим главные аспекты жизни и творчества художника и мыслителя Фёдора Достоевского.
писателя Дмитрий Андреевич Достоевский точно сказал о том, что в нашей жизни трудно встретить Онегина, Печорина или Пьера Безухова – это всё художественные образы, которые авторы наделили не типичными для того времени качествами в привычной среде. Герои же Достоевского как никогда актуальны и сегодня. Ведь эти люди со всеми их благодетелями, страстями, пороками и поступками с элементами литературной художественности – это мы сами.

Слайд 4

Связь событий романа с жизнью писателя

01

Связь событий романа с жизнью писателя 01

Слайд 5

Ф.М. Достоевский / «Игрок»

Роман "Игрок" занимает в творчестве Ф. М. Достоевского особое

Ф.М. Достоевский / «Игрок» Роман "Игрок" занимает в творчестве Ф. М. Достоевского
место – в нем исключительно сильны автобиографические мотивы: многолетнее увлечение писателя игрой в рулетку и сложные, мучительные взаимоотношения с А. П. Сусловой.

Слайд 6

Композиция произведения

01

02

03

Как возникла страсть героя к игре и что толкнуло его к

Композиция произведения 01 02 03 Как возникла страсть героя к игре и
рулеточном столу

Отражается нравственное падение молодого человека, обусловленное огромным выигрышем.

Деградация главного героя. Теперь ему нужна лишь игра, она вытесняет его мысли и чувства. Умный и самолюбивый человек больше не интересуется происходящим в мире и опускается на дно общества.

Слайд 7

Ф. М. Достоевский

Алексей Иванович

Аполиннария Суслова – дочь простого крестьянина, бывшего крепостного графа

Ф. М. Достоевский Алексей Иванович Аполиннария Суслова – дочь простого крестьянина, бывшего
Шереметьева.
Достоевский о своей возлюбленной: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям. Она колет меня до сих пор, что я не достоин был любви ее, жалуется и упрекает меня беспрерывно...»

Полина Александровна падчерица Генерала, по существу — гувернантка при его малолетних детях Мише и Наде.
Алексеем Ивановичем о своей возлюбленной: «И не понимаю, не понимаю, что в ней хорошего! Хороша-то она, впрочем, хороша; кажется, хороша. Ведь она и других с ума сводит. Высокая и стройная. Очень тонкая только. Мне кажется, ее можно всю в узел завязать или перегнуть надвое. Следок ноги у ней узенький и длинный — мучительный. Именно мучительный. Волосы с рыжим оттенком. Глаза — настоящие кошачьи, но как она гордо и высокомерно умеет ими смотреть...»

Слайд 8

Полина Александровна

Аполлинария Суслова

Полина Александровна Аполлинария Суслова

Слайд 9

Весной 1862 г. Достоевский первый раз выезжает за границу и находится там

Весной 1862 г. Достоевский первый раз выезжает за границу и находится там
до начала 1864 г. Это время он проводит с Сусловой (1839-1918). Возникают две его страсти: к ней и к рулетке.
В 1864 г. Достоевский возвращается в Петербург. В этом же году умирает супруга Мария Дмитриевна, уходит из жизни любимый брат писателя. Фёдор Михайлович берёт все долги брата по издательской деятельности на себя, хотя мог и не делать этого. Пасынок-сирота и семья брата оказываются на попечении писателя.
Отношения с любимой женщиной ухудшаются и практически прекращаются. Из-за денежных затруднений в 1866 г. Достоевский продаёт все свои прежние сочинения за 3000 р. петербургскому издателю и книгопродавцу Ф. С. Стелловскому (1826-1875). В итоге Стелловский выставляет писателю условие: кроме издания 3-х томов он накладывает обязательство написать новый роман - не менее 12-ти печатных листов и доставить рукопись до 1 ноября 1866 г. Коллеги посоветовали писателю нанять стенографистку. Так Ф. М. Достоевский знакомится с Анной Григорьевной Сниткиной – своей будущей второй и последней женой. Благодаря Анне писатель заканчивает роман в срок и выигрывает «пари» у Стелловского, оставляя право за собой распоряжаться своими будущими произведениями. Это был роман «Игрок».
Автобиографическое произведение «Игрок» о страсти к рулетке и к женщине. Героиня романа Полина – образ списанный с Аполлинарии Сусловой почти без изменений и с именем прототипа.

Слайд 10

Отдыхая в 1863 году в Баден-Бадене, Достоевский проиграл не только свои деньги,

Отдыхая в 1863 году в Баден-Бадене, Достоевский проиграл не только свои деньги,
но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Годы спустя, путешествуя по Швейцарии со своей второй женой Анной, Достоевский вновь поддался искушению. Выиграв в Бадене в рулетку 4 тысячи франков, он поверил, что возможен шальной выигрыш, который избавит его многих проблем.
В итоге он проиграл все, что мог, даже ювелирные украшения молодой жены.
Анна старалась помогать супругу бороться с этой пагубной страстью, и в 1871 году он навсегда бросил азартные игры.
По ее воспоминаниям, когда в процессе работы над романом обсуждались судьбы героев, то "Федор Михайлович был вполне на стороне "игрока" и говорил, что многое из его чувств и впечатлений испытал сам на себе. Уверял, что можно обладать сильным характером, доказать это своею жизнью и тем не менее не иметь сил побороть в себе страсть к игре на рулетке".

Из-за Полины, которую главный герой любил до ненависти, он пошел первый раз на рулетку, чтобы выиграть для нее 50 тысяч франков и заразился на всю оставшуюся жизнь болезненной страстью к игре. В этом отношении Игрок — герой автобиографический: Достоевский передал ему одну из «капитальных» своих страстей – страсть к рулетке – и показал изнутри всю притягательную и тяжкую силу этого сладкого недуга. Запредельная по напряжению и выплеску эмоций атмосфера царила в «воксале» - казино, в котором проводил немало часов сам писатель, более десяти лет бывший игроком.

Слайд 11

Полная деградация героя и ее признаки

02

Полная деградация героя и ее признаки 02

Слайд 12

«Я не рассчитывал, я даже не слыхал, на какую цифру лег последний

«Я не рассчитывал, я даже не слыхал, на какую цифру лег последний
удар, и об этом не справился, начиная игру, как бы сделал всякий чуть-чуть рассчитывающий игрок. Я вытащил все мои двадцать фридрихсдоров и бросил на бывший предо мною "passe".
<...> Я был как в горячке и двинул всю эту кучу денег на красную — и вдруг опомнился! И только раз во весь этот вечер, во всю игру, страх прошел по мне холодом и отозвался дрожью в руках и ногах. Я с ужасом ощутил и мгновенно сознал: чтó для меня теперь значит проиграть! Стояла на ставке вся моя жизнь!
<...> Затем, помнится, я поставил две тысячи флоринов опять на двенадцать средних и проиграл; поставил мое золото и восемьдесят фридрихсдоров и проиграл. Бешенство овладело мною: я схватил последние оставшиеся мне две тысячи флоринов и поставил на двенадцать первых — так, на авось, зря, без расчета!
<...>Вышла черная. Не помню я уж тут ни расчета, ни порядка моих ставок. Помню только, как во сне, что я уже выиграл, кажется, тысяч шестнадцать флоринов; вдруг, тремя несчастными ударами, спустил из них двенадцать; потом двинул последние четыре тысячи на "passe" (но уж почти ничего не ощущал при этом; я только ждал, как-то механически, без мысли) — и опять выиграл; затем выиграл еще четыре раза сряду. Помню только, что я забирал деньги тысячами...»

Слайд 13

Затем Алексей Иванович перешел в другую залу, третью, еще играл и очнулся

Затем Алексей Иванович перешел в другую залу, третью, еще играл и очнулся
только от крика одного из наэлектризованных зрителей-болельщиков на французском, что он выиграл уже двести тысяч франков! То есть, в четыре раза больше, чем требовалось для спасения Полины. Вероятно, этот перебор и сыграл решающую роль в случившейся катастрофе.
Алексей Иванович, уже ставший Игроком, опьяненный и отравленный игрой, игорной страстью, пересилившей страсть любовную, сам себе потом признается: он не обратил внимания, что Полина, отдаваясь ему в ту ночь, находилась в горячечном бреду, что сделала она это не из любви, а из ненависти, как бы в плату за пятьдесят тысяч франков, что она уже никогда его не простит...

Слайд 14

Признаки полной деградации героя:

Стремление к легким и быстрым заработкам.

01

Неспособность отстаивать нравственные ценности

02

Безразличие

Признаки полной деградации героя: Стремление к легким и быстрым заработкам. 01 Неспособность
к реальной жизни

03

Чувство нереализован-ности в жизни

04

Слайд 15

Стадии игровой зависимости

Подготовительная стадия, при которой развивается повышение восприимчивости к играм. При

Стадии игровой зависимости Подготовительная стадия, при которой развивается повышение восприимчивости к играм.
этом у героя возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к играм.

Стадия выигрыша, при которой в сознании формируется восприятие игры как способ
реализации себя. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что герой сам творит свою судьбу, имея при этом возможность доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий.

Стадия проигрыша, когда игрок оказывается в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у него не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. После цепочки проигрышей на некоторое время интерес к игре у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется.

1

2

3

Слайд 16

Стадии игровой зависимости

Стадия отчаяния. Из-за систематического желания играть герой лишается интереса ко

Стадии игровой зависимости Стадия отчаяния. Из-за систематического желания играть герой лишается интереса
всему остальному. Игрок понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Единственное решение – возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности, при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет. Но, несмотря на это, он продолжает играть. При этом им движет желание испытать привычные эмоции в процессе игры.

4

5

Слайд 17

Заключение

Заключение

Слайд 18

Всепоглощающая страсть игры оценивается Достоевским как проигрыш жизни, что он и показал

Всепоглощающая страсть игры оценивается Достоевским как проигрыш жизни, что он и показал
в полуавтобиографическом романе «Игрок». В письме Н. Н. Страхову он сообщает о своем герое: «…все его жизненные соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку. Он — игрок, и не простой игрок, так же как скупой рыцарь Пушкина не простой скупец». Это, говорит Достоевский, «своего рода ад». Он сам прошел через этот ад! Главный герой, падающий в бездну игромании говорит: «деньги — это всё» а также англичанин Астлей, говорит, что «рулетка — это игра по преимуществу русская».
Казалось, написание «Игрока» должно было освободить писателя от мучительного ада, но на самом деле ничего подобного не произошло. Более того, Достоевский дошел, как он рассказывал, до края бездны; в 1868 году его проигрыши терзают беременную жену, и всё это приводит к трагическому финалу – смерти их первенца. Достоевский воспринимает это как собственную вину, клянется больше не играть, но опять не выдерживает. Он попадает в порочный круг, из которого его герой-игрок так и не смог выбраться.
Но для автора наступил-таки момент истины. В излечении Федора Михайловича от игромании мы многим обязаны его жене, победительной в своей любви Анне Григорьевне, которая, видя мучения мужа, не только не укоряет за проигрыши, но и в переломном апреле 1871 года сама (!) предлагает ему поехать в Висбаден и попытать счастья, потому что понимает, как для супруга мучительно это насильственное воздержание. Он едет и проигрывает одну сумму, проигрывает другую. Это разорительно для обоих. Достоевский пишет письмо жене, вновь обещает, клянется: «Я перерожусь… и жизнь новую начинаю». Клятвы на сей раз не были нарушены. Вина перед женой и маленькой (другой уже) дочерью, глубочайшее покаяние, наконец, излечило его. «Надо мной, — пишет он, — великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет».

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Авторы:
Белоусова Екатерина Евгеньевна, ХТФ, гр. БИО-201
Кулик София Витальевна, ИНХ,

Спасибо за внимание! Авторы: Белоусова Екатерина Евгеньевна, ХТФ, гр. БИО-201 Кулик София Витальевна, ИНХ, гр. ХТ-201

гр. ХТ-201
Имя файла: Ф.М.-Достоевский-Игрок.-Связь-событий-романа-с-жизнью-писателя.-олная-деградация-героя-и-ее-признаки.pptx
Количество просмотров: 59
Количество скачиваний: 0