Презентация на тему А.П. Чехов Душечка

Содержание

Слайд 2

Ясинская Светлана Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайд 3

Содержание

Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки.
Повторение. Жанр рассказа, композиция,

Содержание Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки. Повторение. Жанр
сильные позиции.
Проверка домашнего задания. План рассказа, композиционные приёмы.
Задание – 2. Лингвистический анализ.
Задание – 3. Смысл названия рассказа.
Домашнее задание. Сочинение – рассуждение.

Слайд 4

Задание - 1

Сопоставьте две точки зрения на образ Душечки.
Л.Н.Толстой
М.Горький

Задание - 1 Сопоставьте две точки зрения на образ Душечки. Л.Н.Толстой М.Горький
Чьё мнение вам ближе? Почему?
А какова авторская позиция?

Слайд 5

Л.Н.Толстой

“Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез

Л.Н.Толстой “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез
читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки”.

Слайд 6

М.Горький

“Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина,

М.Горький “Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина,
которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба”.

Слайд 7

Повторение

Дайте определение жанра рассказа.
В чём особенности рассказов Чехова?
Дайте определение композиции текста.
Назовите композиционные

Повторение Дайте определение жанра рассказа. В чём особенности рассказов Чехова? Дайте определение
приёмы текста.
Дайте определение языковой композиции.
Перечислите сильные позиции текста.

Слайд 8

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и
ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии. С.Бройтман

Жанр рассказа

Слайд 9

Чеховский рассказ уходит своими
корнями в традиции анекдота и притчи.

Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова
Рассказы Чехова – сплав анекдота и
притчи. В.Тюпа Анекдот (греч.) – короткий
занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой. Притча – небольшой рассказ в
назидательной форме, претендующий
на общечеловеческое обобщение.

Рассказы Чехова

Слайд 10

Композиция

Структуру художественного
текста можно описать, если
вычленить различные точки

Композиция Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то

зрения, то есть авторские
позиции, с которых ведётся повествование
(повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

Слайд 11

Композиция

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов

Композиция Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов
произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

Слайд 12

Композиционные приёмы


1.Повтор
2.Усиление
3.Противопоставление
4.Монтаж

Композиционные приёмы 1.Повтор 2.Усиление 3.Противопоставление 4.Монтаж

Слайд 13

Языковая композиция

Сопоставление,
противопоставление,
чередование
словесных рядов
в художественном тексте.
В.Виноградов

Языковая композиция Сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

Слайд 14

Сильные позиции текста

1.Название
2.Эпиграф
3.Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения)
4.Слова

Сильные позиции текста 1.Название 2.Эпиграф 3.Начало и конец текста, главы, части (первое
в рифме стихотворения

Слайд 15

Проверка домашнего задания

2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке”.

Проверка домашнего задания 2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке”.
1 группа. План рассказа, композиционные приемы.
3 группа. Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.
Индивидуальное задание
Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.

Слайд 16

План рассказа

Душечка замужем за антрепренером Кукиным.
Смерть мужа.
Душечка замужем за управляющим

План рассказа Душечка замужем за антрепренером Кукиным. Смерть мужа. Душечка замужем за
Пустоваловым.
Смерть мужа.
Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.
Отъезд ветеринара.
Одиночество.
Любовь к Сашеньке.

Слайд 17

Композиционные приёмы

Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером”

Композиционные приёмы Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером”
своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар”. Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни”, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества.”
В.Тюпа

Слайд 18

Задание - 2

Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он

Задание - 2 Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он
уехал в Москву…”
Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини.
Определите авторское отношение к Оленьке.
Сделайте вывод.

Слайд 19

Ключевые слова

Без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на

Ключевые слова Без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на
звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха.

Слайд 20

Авторское отношение

“В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй

Авторское отношение “В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй
мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею.”
В.Тюпа

Слайд 21

Вывод

Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими

Вывод Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими
самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

Слайд 22

Задание - 3

Почему в финале глава о Сашеньке?
Почему рассказ

Задание - 3 Почему в финале глава о Сашеньке? Почему рассказ называется “Душечка”? Сделайте вывод.
называется “Душечка”?
Сделайте вывод.

Слайд 23

Вывод

“Итак, никакого перерождения “Душечки” во взрослую “душу” под облагораживающим воздействием материнского

Вывод “Итак, никакого перерождения “Душечки” во взрослую “душу” под облагораживающим воздействием материнского
чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом” личности.»
В.Тюпа