Слайд 2Г. Пёрселл – композитор эпохи барокко, представитель английского барокко.
Эмоциональная музыка
В музыке
много вычурности, украшений
Пёрселла при жизни боготворили, называли «Британским Орфеем»
Перселл потерял трех сыновей во время рождения
Писал трио сонаты, клавирные произведения (для клавишных), песни, музыка к спектаклям, одну оперу «Дидона и Эней» – вершина творчества
Слайд 3О том, как смотреть оперу
2 варианта: либо вначале посмотреть сюжет оперы, а
потом смотреть постановку, либо посмотреть только действующие лица и сразу смотреть постановку, а после просмотра дополнительно ознакомиться с сюжетом.
Смотреть либо в хороших наушниках, либо вслух с хорошей громкостью (не тихо)
Внимательно смотреть за действием, как в фильме.
В опере обязательно есть какая-то мораль, игра актеров-исполнителей, их герой может трансформироваться с течением оперы.
Обращать внимание не только на сюжет, но и на особенности постановки, особенности музыки этого композитора и эпохи, манеру исполнения певцов.
Слайд 4Опера «Дидона и Эней» считается одной из главных английских опер
Место действия
в опере: страна Карфаген
Время действия: после падения Трои
Год создания: 1689 (17 век)
Либретто (сюжет оперы) написано на мифологический сюжет английским поэтом Нейумом Тейтом.
Слайд 5Действующие лица
ДИДОНА, царица Карфагена (контральто)
ЭНЕЙ, предводитель троян (баритон)
БЕЛИНДА, наперсница Дидоны
(приближенная к Дидоне) (сопрано)
ВТОРАЯ ДАМА, другая наперсница (меццо-сопрано)
ДУХ, в обличье Меркурия (сопрано)
КОЛДУНЬЯ (контральто)
Слайд 6Сюжет оперы.
1 действие
Сцена 1. После классической трагичной увертюры (увертюра - оркестровое вступление)
Белинда успокаивает Дидону, свою госпожу и царицу Карфагена. Но царица охвачена волнением из-за любви к Энею. Эней — это троянский герой, который причалил к берегам Карфагена после падения Трои. Он появляется со своей свитой, и к концу сцены совершенно очевидно, что они без ума влюблены друг в друга. Мадригальный хор прославляет союз влюбленных («To the hills and the vales» — «Светлый хор облаков»). Всеобщий восторг выражается и в танцах.
Слайд 7Сцена 2. Во второй сцене мы встречаемся со злодеями. Среди них колдунья, две главные ведьмы, целый
хор сопровождающих их ведьм. Все они скорее похожи на ведьм из «Макбета» Шекспира, нежели на то, что представлял себе Вергилий. В своей пещере они строят планы, как бы вызвать на море шторм, чтобы разлучить Дидону и Энея и вынудить героя оставить царицу. В картине чередуются речитатив и хор: вторгающаяся в развитие хоровая строфа (в ритме жиги) имитирует дьявольский хохот, придавая музыке демонический оттенок. Торжествующе и грозно звучит дуэт ведьм, предвкушающих победу над любовью. Сцена кончается хором с эффектным эхо, указывающим на «глубокую сводчатую пещеру».
Слайд 82 действие
Очень короткое второе действие — это охота, которую царица Дидона устроила
для удовольствия своего знаменитого гостя. Колдунья и две ведьмы замышляют расстроить союз Дидоны и Энея и уничтожить Карфаген в пламени пожара. Когда Дидона и ее спутницы удаляются, спасаясь от разразившейся бури, таинственный дух удерживает Энея от того, чтобы последовать за ними. Этот персонаж в обличье Меркурия прислан колдуньей с приказом якобы от Юпитера. Он говорит Энею, что тот должен оставить Дидону этой же ночью, поскольку его призвание — основать великий город Рим. Эней сокрушается по поводу необходимости покинуть его возлюбленную царицу, но понимает, что он должен подчиниться этому приказу богов. Действие завершается изъявлением радости ведьм по поводу того, что их план удался наилучшим образом.
Слайд 93 действие
Последнее действие начинается хором троянских моряков, с радостью готовящихся к отплытию от берегов
гостеприимного Карфагена («Come away, fellow sailors» — «Эй, моряк! Поднимем якоря»). (Эней покидает Дидону) Затем появляется колдунья со своим хором ведьм, которые пуще прежнего радуются этому отплытию. Куплет в этом веселом эпизоде:
Our plot has took,
The Queen’s forsook.
(Наш план удался,
Царицу оставляют.)