Григорий Сковорода Сад божественных песен

Содержание

Слайд 2

— Григорий Сковорода был выдающимся поэтом своего времени. Стихи он писал всю

— Григорий Сковорода был выдающимся поэтом своего времени. Стихи он писал всю
жизнь. Активное поэтическое творчество Сковорода начал после возвращения из-за границы в Переяслав (1753) из стихотворений, созданных в 1757-1785рр., Поэт объединил в рукописном сборнике "Сад божественных песен»; здесь тридцать произведений. Кроме того, до нас дошло еще более двадцати оригинальных стихов (часть их написана на латинском языке) и переводов с различных литератур.

Слайд 3

Почему Сковорода именно так назвал свой сборник стихов?

Во-первых, по давней поэтической традиции

Почему Сковорода именно так назвал свой сборник стихов? Во-первых, по давней поэтической
(известные сборники того времени - "Сад страданий Христа ..." или курс Митрофана Довгалевского "Hortus poeticus" ( "Сад поэзии»), а учитывая своих песен эпиграфы из Библии, по-своему переосмысливая библейские мотивы, Сковорода называет их "божественными".

Слайд 4

Во-вторых, одним из любимых занятий Сковороды была музыка; он мастерски играл на

Во-вторых, одним из любимых занятий Сковороды была музыка; он мастерски играл на
многих инструментах: скрипке, флейте, бандуре, гуслях, органе, создал духовные концерты, положил некоторые псалмы и ряд стихотворений на музыку (позже песни Сковороды были записаны из уст кобзарей, лирников).

Слайд 5

Скрипка, орган

Скрипка, орган

Слайд 6

Флейта

Флейта

Слайд 7

Гусли

Гусли

Слайд 8

Ведущими в сборнике "Сад божественных песен" являются мотивы прославления Христа, любви к

Ведущими в сборнике "Сад божественных песен" являются мотивы прославления Христа, любви к
нему и посвящения себя Господу (песни 1, 3, 17, 28, ЗО), преодоление страстей суетного мира, отвержение власти плоти над душой (2, 11, 29) , свободы (9, 12), гармонии человека с собой и окружающим миром и тому подобное. Хотя Сковорода все свои стихи назвал песнями, но они не однотипны по особенностям изложения. Среди них есть собственное песни, оды, панегирики, канты, псалмы. Объединяет же все поэзии Сковороды бесспорная напевность, медитативность (задумчивость), философский характер - о высоком предназначении человека на земле.

Слайд 9

МЕЛОДИЯ 
На образ зачаття пречистої Богоматері, що має під ногами коло світу, місяць,

МЕЛОДИЯ На образ зачаття пречистої Богоматері, що має під ногами коло світу,
який змлюеться, i змiя з яблуком своїм. Цей образ стоїть у Богословській школі у Xapкoвi. Створено цю мелодію 1760 року, як був я учителем поетичної школи.
Глянь-но! Це Діва стоїть, утробою пречиста!
Яблуко, змій, місяць, світ унизу променистий.
Яблуко - плотська то є принада безчесна,
Тягне, як змій, тебе плоть ця хитра й чудесна.
Світг - то накописько злих думок усіяких,
Місяць - це тінь i мирських маєтків познака.
Перемагай! І Христос у тебе вселться,
Мудрість в солодкім ніяк не може вміститься.

Слайд 10

Сковорода не просто изображает социальные пороки крепостнической системы, он сатирически разоблачает и

Сковорода не просто изображает социальные пороки крепостнической системы, он сатирически разоблачает и
возражает весь тогдашний строй как античеловечный и аморальный. Такой ведущий мотив этой сатиры, отражающий два противоположных взгляда на мир и смысл жизни. Здесь каждый образ несет в себе большую смысловую нагрузку, за ним кроется целый комплекс тогдашних явлений и фактов. Это проявляется и в строфической построении стиха, и в его размере, и в конструкции предложений, и в сатирических средствах изображения. Написана песня десятискладовим размером с цезурой после шестого слога. Однако поэт вносит в стихотворение элементы новаторства, применяя в нем исключительно мужские рифмы, тонизируя его и приближая к дактиля. Каждая строфа песни имеет шесть строк, из которых первые четыре дактилические, а последние два - слоговые и звучат как ее антитеза, как рефрен. А с помощью метонимий поэт удачно выделяет нужные ему слова-понятия; этому способствуют также анафорический повторы в начале стихотворных строк, которые усиливают эмоциональное звучание произведения, способствуют его композиционные стройности и завершенности.

Слайд 11

Для песни Сковороды характерна простота, народность стиля и языка, которые выходят за

Для песни Сковороды характерна простота, народность стиля и языка, которые выходят за
рамки старокнижной поэтики. Начинается песня словам, напоминающие старинные народные пословицы: «Что ни город, то норов", "Что ни голова, то разум".

Вообще в произведении явственно проступает живая народная речь, особенно в лексике и фразеологии: трещит голова", "юриста", "манер", "грунта", "Федька-купец", "в свете дума", « на ловлю собак", "все жереш", "чистый хрусталь", «всякому горлу", "ты не щадиш", "шумит дом..., как кабак"

Слайд 12

Сатирический пафос стихотворения Сковороды "Всякому городу нрав и права" вызвал много литературных

Сатирический пафос стихотворения Сковороды "Всякому городу нрав и права" вызвал много литературных
подражаний не только на Украине, но и за ее пределами.

В песне "Всякому городу нрав и права" основное внимание уделено разрушительном осмеянию и осуждению нравственных пороков тогдашней общественной жизни. Всем этим порокам мерзкого строя Сковорода противопоставил свой морально-этический идеал, идеал человека, у которого"совесть, как чистый хрусталь«:

Слайд 13

DE LIBERTATE
Що є свобода? Добро в ній яке є? Кажуть, неначе воно золотеє?  Ні

DE LIBERTATE Що є свобода? Добро в ній яке є? Кажуть, неначе
ж бо, не злотне: зрівнявши все злото,  Проти свободи воно лиш болото.  О, якби в дурні мені не пошитись,  Щоб без свободи не міг я лишитись.  Слава навіки буде з тобою,  Вольності отче, Богдане-герою!
Григорій Сковорода….
Имя файла: Григорий-Сковорода-Сад-божественных-песен.pptx
Количество просмотров: 65
Количество скачиваний: 0