Художник Альфонс Муха

Содержание

Слайд 2

Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши.
Один

Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один
из ярчайших представителей
стиля модерн.

Слайд 3

В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на

В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на
третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.

Слайд 4

В 1887–1922 жил в основном в Париже. Там Альфонс Муха впервые занялся

В 1887–1922 жил в основном в Париже. Там Альфонс Муха впервые занялся
оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»).

Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Злата Прага» («Zlata Praha»).

Слайд 5

Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества

Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества
он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. 

Слайд 6

Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником

Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником
контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.

Слайд 10

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами
в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

Слайд 17

В 1898—1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для

В 1898—1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для
парижского журнала «Кокорико». На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл
«12 месяцев» 

Слайд 19

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых
чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Слайд 21

В 1900 Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на

В 1900 Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на
Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В 1902 году Муха опубликовал каталог своих орнаментов с предложениями как их использовать на практике.

Слайд 22

В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает

В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает
на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

Некоторые картины из цикла «Славянская эпопея»

Слайд 23

Что бы заработать достаточно денег для исполнения мечты всей своей жизни, художник

Что бы заработать достаточно денег для исполнения мечты всей своей жизни, художник
отправился в Америку, где вдали от родины напряженно работал, создавая афиши, рекламу, декорировал интерьеры. В 1909 году Муха познакомился с американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном. Давняя мечта Альфонса о "Славянской эпопее" нашла отклик в романтической душе бизнесмена. Вскоре они подписали контракт на создание славянского цикла. И Муха с жаром принялся за работу и посвятил ей почти 15 лет жизни. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт - Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице - Сергиева лавра. Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии «Славянский эпос».

Слайд 24

Цикл состоит из двадцати монументальных полотен, восемь из которых имеют размер восемь

Цикл состоит из двадцати монументальных полотен, восемь из которых имеют размер восемь
на шесть метров. В сюжетах этих картин - события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар, доказывающих их единство и общие корни.

Присяга общества Омладина «Омладина» (серб. — молодёжь) — в 1866–72 гг. сербская культурно-просветительская и общественно-политическая организация.

Слайд 25

Коронация сербского царя Стефана Душана Византийским императором-1926 Душан Стефан (ок. 1308—20.12.1355), сербский

Коронация сербского царя Стефана Душана Византийским императором-1926 Душан Стефан (ок. 1308—20.12.1355), сербский
король с 1331, царь с 1345. В результате длительных войн с Византией присоединил к Сербии ряд территорий и создал обширное сербо-греческое царство. В конце 1345 провозгласил сербскую архиепископию патриархией, а сам был коронован «царём сербов и греков».

Слайд 26

Праздник Свентовита, 1912 Свентовит (лат. Zuantewith, польск. Świętowit) — бог плодородия у части

Праздник Свентовита, 1912 Свентовит (лат. Zuantewith, польск. Świętowit) — бог плодородия у
западных славян. Добрый бог, бог плодородия.

Слайд 27

Славяне на своей Земле-1912 «Славяне на исконной родине» (Slované v pravlasti).  Полотно

Славяне на своей Земле-1912 «Славяне на исконной родине» (Slované v pravlasti). Полотно так и осталось утопическим.
так и осталось утопическим. 

Слайд 28

Царь Симеон Болгарский, 1923 Симеон I Великий (болг. Симеон Велики, 864—927) — князь

Царь Симеон Болгарский, 1923 Симеон I Великий (болг. Симеон Велики, 864—927) —
Болгарии c 893 года, с 918 года — царь.С именем царя Симеона связан Золотой век болгарского государства.Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Царь Семион известен как объединитель и человек привнесший письменность в славянскую культуру.

Слайд 29

Штефан Душан Воинственный сербский царь XIV века, силой оружия создавший Сербо-Греческое государство и

Штефан Душан Воинственный сербский царь XIV века, силой оружия создавший Сербо-Греческое государство
вознамерившийся стать «царем ромеев». Правление царя Стефана Душана из династии Неманичей стало одной из славных страниц в истории Сербского королевства. 

Слайд 30

Петр Хельчицкий Хельчицкий Петр (ок. 1390 – ок. 1460) — самый значительный представитель

Петр Хельчицкий Хельчицкий Петр (ок. 1390 – ок. 1460) — самый значительный
чешской духовной жизни времён завершения гуситских войн, сторонник первохристианских общин, проповедник непротивления злу насилием. Выступал за создание общества, основанного на равенстве и обязательном труде.

Слайд 31

Отмена крепостного права на Руси-1914

Отмена крепостного права на Руси-1914

Слайд 32

Апофеоз истории славянства-1925 Мечта Альфонса Мухи о единении славян воплотилась только на его

Апофеоз истории славянства-1925 Мечта Альфонса Мухи о единении славян воплотилась только на
полотнах, да, может быть в годы Великой отечественной войны мы были "братцами-славянами".

Слайд 33

Полосы из книги с молитвой «Отче наш». Париж, 1899 г.
Этот цикл был

Полосы из книги с молитвой «Отче наш». Париж, 1899 г. Этот цикл
написан художником для собственного сборника поэтических и мистических рассуждений о Боге-отце. 

Слайд 34

Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи

Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи
скорее Евы, чем тёмная искусительница. Они окутаны водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов и стали «фирменным знаком» художника.

Слайд 35

Семья Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и

Семья Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем
супруги художника — Марии Хитиловой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.

Слайд 41

Трагически завершилась жизнь Альфонса Мухи: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами,

Трагически завершилась жизнь Альфонса Мухи: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами,
гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху и это не было случайностью. Труд всей его жизни был "поперек горла" немецким оккупантам. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.