И. А. Гончаров Обломов. Полнота и сложн. образа

Содержание

Слайд 2

Сегодня мы:

Сегодня мы:

Слайд 3

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в 1859 году на страницах журнала

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в 1859 году на страницах журнала «Отечественные записки».
«Отечественные записки».

Слайд 4


Полемика вокруг романа «Обломов»

Читатели и критики обсуждали его, спорили.
Критические статьи появлялись одна

Полемика вокруг романа «Обломов» Читатели и критики обсуждали его, спорили. Критические статьи
за другой.
И основным предметом спора стали образы героев романа: Обломова, Штольца, Ольги Ильинской.

Слайд 5


Что непонятного в Обломове, который всё время лежит на диване?
В чём причина

Что непонятного в Обломове, который всё время лежит на диване? В чём причина апатии Обломова?
апатии Обломова?

Слайд 6

Александр Милюков

«Лень и апатия Обломова происходят не
столько от воспитания, как от

Александр Милюков «Лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания, как
негодности
самой его натуры, от мелкости умственных
и душевных сил...»

Слайд 7


Неоднозначность образа Ильи Обломова

Николай Добролюбов доказывал, что корень апатии Обломова надо искать

Неоднозначность образа Ильи Обломова Николай Добролюбов доказывал, что корень апатии Обломова надо
в среде.
Вину за обломовскую бездеятельность критик возложил на крепостнический строй, который сделал из шустрого любознательного мальчишки ленивого барина.

Слайд 8

Многие критики бичевали обломовскую лень, как страшный порок.

Многие критики бичевали обломовскую лень, как страшный порок.

Слайд 9

Михаил Пришвин

«Никакая “положительная” деятельность
в России не может выдержать критики
Обломова: его покой

Михаил Пришвин «Никакая “положительная” деятельность в России не может выдержать критики Обломова:
таит в себе запрос
на высшую ценность, на такую деятельность,
из-за которой стоило бы лишиться покоя».

Слайд 11


Простой цельный характер таких противоречивых оценок вызвать не может.
А в чём

Простой цельный характер таких противоречивых оценок вызвать не может. А в чём заключаются противоречия обломовского характера?
заключаются противоречия обломовского характера?

Слайд 12


Композиция романа
И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» состоит из

Композиция романа И. А. Гончарова «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» состоит
4 частей.
Знакомство с характером Ильи Обломова полностью занимает 1-я часть романа.

Слайд 13

Обломов – идейный затворник?

Затворничество Обломова несправедливо списывать только на одну лень.
И

Обломов – идейный затворник? Затворничество Обломова несправедливо списывать только на одну лень.
так же несправедливо оправдывать его только лишь «запросом на высшую ценность» и отрицанием светской суеты и буржуазного делячества.

Слайд 15

Неоднозначность образа Ильи Обломова

С одной стороны, Обломов бездельник, который целыми днями лежит

Неоднозначность образа Ильи Обломова С одной стороны, Обломов бездельник, который целыми днями
в грязной комнате.
С другой стороны, Илья Ильич очень тонкий, умный человек с обострённым чувством прекрасного.
Он философ по складу характера.

Слайд 16

Неоднозначность образа Ильи Обломова

При внешней бездеятельности у Обломова очень бурная внутренняя жизнь.

Неоднозначность образа Ильи Обломова При внешней бездеятельности у Обломова очень бурная внутренняя

Он постоянно мечтает, размышляет, анализирует.
В беседе он показывает глубину суждений, которая впечатляет даже Штольца, который называет Обломова философом.

Слайд 17

Обломов приветливый, добрый, мягкий, чуткий человек.

Обломов приветливый, добрый, мягкий, чуткий человек.

Слайд 18

Неоднозначность образа Ильи Обломова

Обломов притягивает к себе людей.
Многие ходят угощаться за

Неоднозначность образа Ильи Обломова Обломов притягивает к себе людей. Многие ходят угощаться за его счёт.
его счёт.

Слайд 19

Неоднозначность образа Ильи Обломова

Некоторые ценят ум и талант Обломова, и прямо

Неоднозначность образа Ильи Обломова Некоторые ценят ум и талант Обломова, и прямо
заявляют, что Обломову нужно стать писателем.
Светский друг Волков ценит деликатность и обходительность Обломова.

Слайд 21

Неоднозначность образа Ильи Обломова

Обломов – талантливый, умный и чуткий человек, который не

Неоднозначность образа Ильи Обломова Обломов – талантливый, умный и чуткий человек, который
хочет растрачивать жизнь впустую.
Но именно так жизнь Обломова и прошла.
И Обломов это понимает.
Он не наслаждается покоем, его мучают угрызения совести.

Слайд 22

«Всё я чувствую, всё понимаю:
мне давно совестно жить на свете!»

«Всё я чувствую, всё понимаю: мне давно совестно жить на свете!»

Слайд 23

Как же случилось, что Обломов не смог реализовать свой потенциал?

Как же случилось, что Обломов не смог реализовать свой потенциал?

Слайд 24

Как же случилось, что Обломов не смог реализовать свой потенциал?

Ответ находится в

Как же случилось, что Обломов не смог реализовать свой потенциал? Ответ находится
главах, посвящённых детству Обломова
и жизненному укладу Обломовки.

Слайд 25

Н. Добролюбов считает,
что Обломова загубила среда.

Н. Добролюбов считает, что Обломова загубила среда.

Слайд 26

Детство Обломова

В детстве Обломову запрещали шалить
и исследовать мир.
В нём убивали

Детство Обломова В детстве Обломову запрещали шалить и исследовать мир. В нём
самостоятельность, не давая делать что-то самому.
Обломов постепенно проникался вялым
и ленивым укладом жизни Обломовки.
Родители Илью Ильича обожали.

Слайд 27

Детство Обломова

Главным для родителей Обломова было, чтобы их сын не напрягался.
Он

Детство Обломова Главным для родителей Обломова было, чтобы их сын не напрягался.
и учился так, как они хотели:
не прикладывая усилий, только чтобы получить аттестат.
В итоге Обломов стал не способным на самостоятельное действие, безвольным
и ленивым человеком.

Слайд 29

Детство Обломова

Николай Добролюбов заметил созависимость этих персонажей.
Захар – крепостной Обломова, по

Детство Обломова Николай Добролюбов заметил созависимость этих персонажей. Захар – крепостной Обломова,
сути, его раб.
Но в то же время сам Обломов находится в рабстве у Захара, потому что без него не способен даже найти носовой платок или одеться.

Слайд 30

Ленивы, сильно любят поспать и поесть.
Ненавидят перемены.
Захар не желает расставаться со

Ленивы, сильно любят поспать и поесть. Ненавидят перемены. Захар не желает расставаться
своим заношенным до дыр сюртуком, так же как Обломов не вылезает из своего любимого халата.
Сонная жизнь патриархальной Обломовки видится идеальной.

Обломов и Захар

Слайд 31

Вещи Обломова

Характер Обломова раскрывается не только
в отношениях с окружающими людьми,
но

Вещи Обломова Характер Обломова раскрывается не только в отношениях с окружающими людьми,
и в окружающей обстановке.

Слайд 33

Вещи Обломова

Характер Обломова раскрывается не только
в отношениях с окружающими людьми,
но

Вещи Обломова Характер Обломова раскрывается не только в отношениях с окружающими людьми,
и в окружающей обстановке.
Халат и мягкие домашние туфли, в которые он попадает ногой сразу же, показывают расслабленность героя, его любовь к привычному комфорту.

Слайд 34

Когда Штольцу удаётся поднять друга с дивана, Обломов промахивается ногой мимо туфли.

Когда Штольцу удаётся поднять друга с дивана, Обломов промахивается ногой мимо туфли.

И от этой мелочи он тут же теряется
и садится снова.

Слайд 35

Вещи Обломова

Халат – вещь ещё более знаковая.
С любимым халатом Обломов расстаётся,

Вещи Обломова Халат – вещь ещё более знаковая. С любимым халатом Обломов
когда встаёт с дивана благодаря Штольцу и Ольге Ильинской.
Обломов сам сознаёт символичность любимой вещи.

Слайд 36

«Идти вперёд – это значит вдруг
сбросить широкий халат не только
с

«Идти вперёд – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с
плеч, но и с души, с ума».

Слайд 37

Внутренняя борьба Обломова, обломовский вопрос, который для героя был глубже гамлетовского, передаётся

Внутренняя борьба Обломова, обломовский вопрос, который для героя был глубже гамлетовского, передаётся
не в пламенных речах
или отчаянных поступках.
Внутренний конфликт проявляется
в разладе Обломова с привычными, комфортными, любимыми вещами.

Слайд 38

Неоднозначность образа Ильи Обломова

В характере Обломова сочетается смешное и трагическое, нелепое
и

Неоднозначность образа Ильи Обломова В характере Обломова сочетается смешное и трагическое, нелепое
прекрасное.
Нерешительность, беспомощность, лень
и барские замашки сочетаются
с добротой, гуманностью, голубиной нежностью и чистотой души, о которой говорит его друг Штольц.

Слайд 39

Иван Гончаров создал живой характер, неоднозначный, полный внутренних противоречий.

Иван Гончаров создал живой характер, неоднозначный, полный внутренних противоречий.

Слайд 40

Гончарова часто упрекали в том, что он создал непонятного героя.

Гончарова часто упрекали в том, что он создал непонятного героя.

Слайд 41

Иван Гончаров

«А читатель на что? Разве он олух
какой-нибудь, что воображением
не

Иван Гончаров «А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением
сумеет по данной автором
идее дополнить остальное?
Разве Печорины, Онегины…
досказаны до мелочей?»
Имя файла: И.-А.-Гончаров-Обломов.-Полнота-и-сложн.-образа.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0