Слайд 2 История создания комедии
«Горе от ума»
Слайд 5Какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены?
1)
Правило «трех единств»:
– единство времени (1 день);
– единство места (дом Фамусова);
– единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).
Слайд 62) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III– кульминация, в
IV – развязка.
3) Наличие любовного треугольника.
4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).
5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
Слайд 7Вопросы:
– Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали
об увлечениях, занятиях персонажей?
– Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
– Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?
– С какого явления начинается завязка действия?
Слайд 87 явление
– Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера
сразу же бросаются в глаза?
– Как встречает его Софья?
– Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
– Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
– Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Слайд 9Вывод.
Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два
основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
Слайд 10Домашнее задание:
дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).