Презентация на тему Роды и жанры. Теория литературы

Содержание

Слайд 2

План:

Понятие литературного рода
Понятие литературного жанра
классификация жанров на примерах
литературных произведений
Театр в

План: Понятие литературного рода Понятие литературного жанра классификация жанров на примерах литературных
русской литературе и искусстве

Слайд 4

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

лирика

эпос

драма

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма

Слайд 5

Род литературы

Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:

Род литературы Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:

Слайд 6

1)лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей,

1)лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей,
чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;

Слайд 7

2)драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях)

2)драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей.
людей. Предназначается для исполнения на сцене;
3)эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.

Слайд 8

жанр

Жанр - это сочетание
своеобразных
свойств ,
объединяющих
произведения данного вида..

пример

Басня имеет

жанр Жанр - это сочетание своеобразных свойств , объединяющих произведения данного вида..
ряд
устойчивых признаков:
короткий сюжет,
аллегория,
мораль.

Слайд 9

Эпос

басня

рассказ

повесть

очерк

роман

роман-эпопея

Эпос басня рассказ повесть очерк роман роман-эпопея

Слайд 10

Жанры литературы

Жанры литературы: эпические
- повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению

Жанры литературы Жанры литературы: эпические - повесть – произведение, тяготеющее к последовательному
сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий;
- рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера;
- очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;

Слайд 11

- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина

- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни
жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни;
- роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости;
- притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.

Слайд 12

Поиски истины

Поиски истины

Слайд 14

Роман

— литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни

Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о
и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/ нестандартный период его жизни.
Возможные варианты повествования:
с рождения героя до его смерти («Парфюмер»П.Зюскинда);
с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния
(«Дэвид Копперфильд» Чарльз Диккенс ,
«Бремя страстей человеческих» Уильям Сомерсет Моэм);
с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский).

Слайд 15

Возникновение жанра

С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа

Возникновение жанра С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как
как жанра, поскольку по существу «роман» — это термин, перегруженный философскими и идеологическими значениями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII(17) или даже XVIII(18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоения и поглощения классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий.

Слайд 18

Рассказ

РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
Для рассказа

Рассказ РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
характерны следующие черты:
небольшой объем;
в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
малое число персонажей: как правило
один- два центральных героя;
автору интересна какая-то определенная тема;
решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного. Владимир Набоков «Обида»
В этом произведении происходит
рассказ о событиях, судьбе героев(Васи, Тани, Пути), их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувство обиды показано со стороны их внешнего проявления). Автор прямо выражает свое отношение к происходящему. Все это дает нам понять, что это рассказ.

По словам Джека Лондона, "рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия".*

Рассказы

Слайд 19

рассказы

Рассказ – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

рассказы Рассказ – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Слайд 20

Основные черты рассказа:
1).Небольшой объём;
2).В основу сюжета положено чаще всего одно

Основные черты рассказа: 1).Небольшой объём; 2).В основу сюжета положено чаще всего одно
событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
3).Мало число персонажей:
как правило один – два центральных героя;
4).Автору интересна какая – то
определённая тема;
5).Решается какой – то один
главный вопрос;

Слайд 21

Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится

Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к
к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до 50-70 печатных страниц. В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация.

Слайд 22

Повесть

1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и

Повесть 1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом
рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма . Повесть изображает ряд событий. Она аморфна , события нередко просто присоединяются друг к другу , большую самостоятельную роль играют вне фабульные элементы . Не имеет сложного , напряженного и законченного сюжетного узла.

Слайд 23

Повесть

Повесть

Слайд 24

«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим

«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием
названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.

Слайд 27

лирика

романс

ода

песня

элегия

послание

сонет

лирика романс ода песня элегия послание сонет

Слайд 28

Жанры литературы

лирические:
- поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;
-

Жанры литературы лирические: - поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;
баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай;
- лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;

Слайд 29

- элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые

- элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые
настроением грусти;
- послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо;
- эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;

Слайд 30

ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события;
-

ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события; -
сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам (4+4+3+3).

Слайд 31

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова

Скульптор А.А.Иванов.
Отрок Ломоносов на берегу моря

Ода(от греческого

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моря
«песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.

Слайд 32

Н.И.Кисляков.
Юный Ломоносов на пути в Москву

Ломоносов написал 20 больших од. Они

Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву Ломоносов написал 20 больших од.
положили начало ангажированной поэзии( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века.

Слайд 33

Лиро-эпические
жанры

баллада

басня

поэма

Лиро-эпические жанры баллада басня поэма

Слайд 34

Баллада

Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла

Баллада Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и
собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.

Слайд 35

“Баллады – мой избранный род поэзии”.

“Баллады – мой избранный род поэзии”.

Слайд 36

Басня – это небольшой повествовательный рассказ
нравоучительного характера в стихах или прозе

Басня – это небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе
с прямо
сформулированным моральным выводом.
Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи,
реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых
авторов басен был Эзоп.
Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между
героями представлены сатирически или иронически.
В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в
юмористической поэзии

В русской литературе басня широко представлена
в творчестве Ивана Андреевича Крылова.
Примеры басен Крылова:
«Слон и Моська»
«Ворона и Лисица»
«Стрекоза и муравей»
«Мышь и крыса»
«Лебедь, рак и щука»
«Квартет»
«Чиж и голубь»

Басня

Слайд 37

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек
всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире?

Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни.

Слайд 38

Басня состоит из двух частей.
Повествовательная Поучительная – это
Сближается со сказками, мораль.

Басня состоит из двух частей. Повествовательная Поучительная – это Сближается со сказками,
Поучительная
новеллами, анекдотами. Часть сближается с
пословицами и нраво-
учительными изречения-
ми.

Слайд 39

1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид

1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид
стихотворного повествования”.
2). “Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера”.
Признаки поэмы. Основным является идейный смысл — утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема — крупнейшее социальное событие, характеры — многочисленные и богато-разносторонние герои, действие — необходимость в ее объективной непреложности, оценка — эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи.
Примеры:
«Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

Поэма

Слайд 40

драма

трагедия

комедия,

мелодрама

водевиль

драма трагедия комедия, мелодрама водевиль

Слайд 41

Комедия «Ревизор»-

Бессмертное произведение Гоголя

Комедия «Ревизор»- Бессмертное произведение Гоголя

Слайд 42

Жанры литературы

драматические:
- комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки

Жанры литературы драматические: - комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее
общества и человека;
- трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой;
- драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.

Слайд 43

Драма

Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы
(наряду с лирикой, эпосом,

Драма Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой,
а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.

Слайд 44

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века.

Драма в России Драма в России занесена с Запада в конце XVII
Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века.
До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.
В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Слайд 45

Драма

Драма

Слайд 46

А.С. Грибоедов
«Горе от ума»

Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Созданная чуть больше полтора века назад, комедия
всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова.
П. Краснов

Слайд 47

А.Н.Островский "Гроза"

А.Н.Островский "Гроза"

Слайд 48

Драма:
1) жанр;
2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность
Особенность драмы:
конфликт, членение сюжета на
сценические эпизоды, сплошная
цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного
начала.

Жанровое своеобразие пьесы

Слайд 49

ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
И ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

Слайд 50

Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это

Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это
важно в дворянской культуре первой трети XIX века. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры. Театр формировал зрителя.

Слайд 51

Великие композиторы мира

Великие композиторы мира

Слайд 53

Опера
М.П.Мусоргского

Опера М.П.Мусоргского

Слайд 57

Об авторе:

Гизатулина Ольга Ивановна-
преподаватель русского языка и литературы
Гулистанского

Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа
колледжа компьютерных
и информационных технологий,
учитель высшей категории
Республика Узбекистан.