Итоговое сочинение 2022

Содержание

Слайд 2

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека Выпускник сможет написать о личном
впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Слайд 3

Список произведений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Н. Некрасов «Кому на Руси

Список произведений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» Н. Некрасов «Кому на
жить хорошо»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Слайд 4

Примерные темы по направлению

Каким путём человек идёт к самому себе?
Любовь как путь

Примерные темы по направлению Каким путём человек идёт к самому себе? Любовь
самопознания.
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Что значит: идти ногу со временем?
Что человек ищет в путешествиях?
Почему люди хотят путешествовать?
Как путешествия развивают личность?
Чему человек может научиться в путешествии?

Слайд 5

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? Тематическое направление заостряет
и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Оправданно обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Слайд 6

Список произведений «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

М.А. Булгаков «Собачье

Список произведений «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» М.А. Булгаков
сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
Чернышевский «Что делать?»
Шолохов «Поднятая целина»
Р. Брэдбери «Вельд»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Ж. Верн «Вверх дном»
Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
Ч. Айтматов «Плаха»
А. Платонов «Котлован»
А.И. Куприн «Олеся»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
М. Замятин «Мы»

Слайд 7

Примерные темы по направлению

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий

Примерные темы по направлению Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? Как
повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как ученый должен относиться к научным открытиям?

Слайд 8

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные

3. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление»
и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Слайд 9

Список произведений «Преступление и наказание – вечная тема»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Н.

Список произведений «Преступление и наказание – вечная тема» М. Булгаков «Мастер и
Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
«Война и мир»
«Дубровский»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
«Песня про купца Калашникова»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Эдгар По «Сердце-обличитель»
А. Островский «Гроза»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
И. Тургенев «Муму»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
А.Н. Островский «Гроза»
А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 10

Примерные темы по направлению

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это

Примерные темы по направлению Нужно ли думать о своих ошибках, даже если
причиняет боль?
Что можно считать преступлением?
Война: преступление или подвиг.
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Почему важны оправдательные приговоры?
Может ли преступление быть оправдано?
Совместимы ли гений и преступление?
Почему люди совершают преступления?
Какие преступления нельзя простить?

Слайд 11

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Тематическое направление позволяет высказаться
различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Слайд 12

Список произведений «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Н.В. Гоголь «Портрет»
Л.Н. Толстой

Список произведений «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» Н.В. Гоголь «Портрет»
«Анна Каренина»
А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»
Островский «Лес»
А.М. Горький «На дне»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
И.А. Гончаров «Обломов»
Лермонтов «Герой нашего времени»
М. Шолохов «Судьба человека»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А. Грин «Алые паруса»
М. Горький «Старуха Изергиль»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
А. Н. Толстой «Русский характер»
А. С. Грин «Зелёная лампа»
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Слайд 13

Примерные темы по направлению

Кумиры моего поколения: какие они?
Что добавляет читательский опыт жизненному

Примерные темы по направлению Кумиры моего поколения: какие они? Что добавляет читательский
опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
В какой книге изображён портрет современного поколения?
 Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Слайд 14

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Тематическое направление сформулировано
поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

Слайд 15

Список произведений «Кому на Руси жить хорошо»

Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Шолохов

Список произведений «Кому на Руси жить хорошо» Л.Н. Толстой «Война и мир»
«Тихий Дон»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»
И. Гончаров «Обломов»
А. Чехов «Человек в футляре»
М. Салтыков-Щедрин «История одного города»
А. Островский «Гроза»
А. Грибоедов «Горе от ума»
Д. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Пушкин «Медный всадник»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша»
М. Булгаков «Собачье сердце»
М. Горький «На дне»
М. Горький «Старуха Изергиль»

Слайд 16

Примерные темы по направлению

Всегда ли общество ценит достойных людей?
Нужны ли перемены

Примерные темы по направлению Всегда ли общество ценит достойных людей? Нужны ли
современному обществу?
Что такое общественная справедливость?
Бывает ли общественное мнение ошибочным?
Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
Кто счастлив на Руси?
Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
Что значит «любить Родину»?
В чем польза и опасность патриотизма?

Слайд 17

Шпаргалка на всякий случай:

1. Введение и заключение не должны суммарно превышать одной трети

Шпаргалка на всякий случай: 1. Введение и заключение не должны суммарно превышать
всего сочинения;
2. На выбор темы тратьте не более 15 минут; в случае затруднения с выбором пользуйтесь методом исключения;
3. Не меняйте тему в процессе написания сочинения;
4. На черновике набросайте короткий план — так вы не отойдете от логики рассуждения;
5. Не сбивайтесь на пересказ текста;
6. Цитаты — это неплохо, но помните, что неверное цитирование может стать дополнительной фактической ошибкой. Поэтому цитаты должны быть короткими;
7. Если вы забыли автора критической работы или ее название, можно обойтись косвенной ссылкой на критику («Белинский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т. п.);
8. Так же можно поступить с датами или именами героев — можно выйти из положения, указав примерную дату или временной период («в начале творческой биографии», «в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев» и т. п.;
9. Не пользуйтесь штампами типа: «По моему мнению, Пушкин великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ дельца — это испортит впечатление от сочинения, потому что и без вашего мнения Пушкин останется великим поэтом, а образ дельца Чичикова уже стал образцом не только русской, но и мировой литературы;
10. Чётко спланируйте время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик;
11. Не пренебрегайте проверкой написанного сочинения.

Слайд 18

Структура сочинения
Вступление
Занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Подготовка к восприятию

Структура сочинения Вступление Занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Подготовка
основных мыслей работы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Слайд 19

Основная часть
Состоит и двух абзацев, в которых приводятся примеры из литературных произведений,

Основная часть Состоит и двух абзацев, в которых приводятся примеры из литературных
рассуждения по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис — литературный аргумент — микровывод + тезис — литературный аргумент — микровывод.
Структура аргумента. Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . .» и т. п.

Слайд 20

Заключение
Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению — общий

Заключение Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению
вывод.
Вывод тоже может быть построен по нескольким моделям:1. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
2. Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги и лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату.
3. Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное: « Хочется верить, что…»

Слайд 21

Вступление

Оформление тезиса:— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из

Вступление Оформление тезиса:— С давних времён люди задумывались над вопросом … —
нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения

Слайд 22

Основная часть

Переход к основной части:
— В правильности такой точки зрения нас убеждает

Основная часть Переход к основной части: — В правильности такой точки зрения
художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ...
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора).
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Слайд 23

Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором

Переход от аргумента к аргументу: — Можно вспомнить и другое произведение, в
тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Слайд 24

Заключение

Вывод:— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы

Заключение Вывод:— И в заключение мне хотелось бы сказать, что… — Все
убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Слайд 25

Выберите тему и напишите сочинение

Выберите тему и напишите сочинение

Слайд 26

Каким путём человек идёт к самому себе?
Должен ли ученый нести ответственность за

Каким путём человек идёт к самому себе? Должен ли ученый нести ответственность
научное открытие?
Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
Имя файла: Итоговое-сочинение-2022.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0