Иван Сергеевич Тургенев Гений меры… гений культуры… 1818-1883

Содержание

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев « Гений меры…гений культуры…» 1818-1883

Иван Сергеевич Тургенев « Гений меры…гений культуры…» 1818-1883

Слайд 3

Д.С. Мережковский

В России, в стране всяческого - революционного и религиозного - максимализма,

Д.С. Мережковский В России, в стране всяческого - революционного и религиозного -
стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный после Пушкина гений меры и, следовательно, гений культуры. Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей?

Слайд 4

«В этом смысле Тургенев в противоположность великим создателям и разрушителям - Л.

«В этом смысле Тургенев в противоположность великим создателям и разрушителям - Л.
Толстому и Достоевскому - наш единственный охранитель».
Что призывает охранять Писатель?
Вспомним цикл « Стихотворения в прозе»

Слайд 5

Дмитрий Быков про роман «Отцы и дети»

Соблюдение нескольких элементарных нравственных законов?
Смысл же

Дмитрий Быков про роман «Отцы и дети» Соблюдение нескольких элементарных нравственных законов?
— музыка, и другого нет. Слушать мир и красиво использовать
отпущенное тебе время, отдаваясь жизни со всею страстью,- вот и все,
что требуется для счастья.
Тогда-то и станет ясно, что важен не результат, а процесс.
И даже осознавая бесплодность своих усилий, надо делать что-то,
потому что в противном случае лопух будет расти из нас еще при жизни.
«Отцы и дети» — автобиографический богоискательский роман — книга о нас
и о нашем времени.
Ибо эпохи в России словно играют в «дочки-матери», меняясь местами.
Сегодня правы отцы, завтра — дети, послезавтра — опять отцы...
Есть, однако, истина, еще никогда и никем не скомпрометированная:
эстетическое отношение к жизни. Ведь и нравственность— в высоком смысле — эстетична!
Неэстетично проливать кровь, лежать в навозе,
расчесывать свои гнойные язвы так, чтобы брызгало на окружающих...
Что ни век, то век железный, что ни конец века, то ржавый.
Просто жить мы не умеем по-прежнему. Страна лишних людей верна себе.
А минет еще 130 лет — и посмеется очередной обманутый сын над промотавшимся отцом,
наш внук — над нашим сыном. И пойдет вместе с Базаровым по кругу, и дай Бог ему рано
или поздно услышать музыку. Если, конечно, не подсунут ему компьютерный топор
очередные спасители человечества...

Слайд 6

Слово о писателе

Великий Охранитель высших ценностей жизни. Каких?
Создатель культурно-героического романа
Идеологически Тургенев всегда

Слово о писателе Великий Охранитель высших ценностей жизни. Каких? Создатель культурно-героического романа
был либералом-западником. Что это значит?
Что объединяет 6 романов Тургенева в единый цикл?
О чем его другие произведения? Какие?
Интересные факты биографии
Европейский русский?

Слайд 7

Героико-культурный роман
Что это?


«Рудин» ( 1856)
«Дворянское гнездо» ( 1859)
«Накануне» (1860)
«Отцы и

Героико-культурный роман Что это? «Рудин» ( 1856) «Дворянское гнездо» ( 1859) «Накануне»
дети»( 1862)
«Дым» (1867)
«Новь» ( 1876)

Слайд 8

Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах…
И.С. Тургенев « Рыцарь

Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах… И.С. Тургенев «
на час»
« Я ненавижу небо…Бесконечное, холодное… Но жизнь, ее причуды, ее капризы, все это я обожаю…» ( письмо Полине Виардо)

Слайд 9

Из-за чего поссорился Тургенев

с И.А.Гончаровым

с Л.Н. Толстым

со всем «Современником»

с Н.А. Некрасовым

с

Из-за чего поссорился Тургенев с И.А.Гончаровым с Л.Н. Толстым со всем «Современником»
А.А. Фетом

Слайд 10

И. С. Тургенев
в мантии доктора Оксфордского университета. 1979 г.

Жорж Санд

Гюстав Флобер

Эмиль

И. С. Тургенев в мантии доктора Оксфордского университета. 1979 г. Жорж Санд
Золя

Ги Де Мопассан

Слайд 11

« Стихотворения в прозе»
1878-1883 – размышления о будущей жизни

« Стихотворения в прозе» 1878-1883 – размышления о будущей жизни

Слайд 12

Время и его лики

Порог.
Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта

Время и его лики Порог. Я вижу громадное здание. В передней стене
настежь, за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медленный, глухой голос. - О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что тебя ожидает? - Знаю,- отвечает девушка. - Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? - Знаю. - Отчуждение полное, одиночество? - Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. - Не только от врагов - но и от родных, от друзей? - Да... и от них. - Хорошо... Ты готова на жертву? - Да. - На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить! - Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. - Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову. - И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? - Знаю и это. И все-таки я хочу войти. - Войди! Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею. - Дура!- проскрежетал кто-то сзади. - Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Слайд 13

И. С. Тургенев Художник К. Маковский. 1871

Манифест-завещание Тургенева

И. С. Тургенев Художник К. Маковский. 1871 Манифест-завещание Тургенева

Слайд 14

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось
мною... но первый стих остался у меня в памяти:  Как хороши, как свежи были розы...
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:  Как хороши, как свежи были розы...
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!  Как хороши, как свежи были розы...
Сентябрь 1879

Слайд 15

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени
колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...  Как хороши, как свежи были розы...
Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...  Как хороши, как свежи были розы...
Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...  Как хороши, как свежи были розы...
Сентябрь 1879

Слайд 16

К кому или чему были обращены последние слова Тургенева на русском языке:

К кому или чему были обращены последние слова Тургенева на русском языке:
"Прощайте, мои милые, мои белесоватые…" ?

Слайд 17

Смерть Тургенева

Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное». Проводить великого писателя

Смерть Тургенева Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное». Проводить великого
в последний путь собрались тысячи людей. Прибыло множество депутаций с венками. Опасаясь политических демонстраций, правительство отдало приказ «не допускать речей», кроме заранее заявленных. В процессии находилось свыше ста агентов «наблюдательной охраны», на кладбище — еще сто тридцать. На всякий случай по всему пути следования траурной процессии были размещены войска. Запрещено было вывешивать траурные флаги. На кладбище допускались только лица, имевшие специальные билеты. Как писал один из участников похорон, «везде, на всем протяжении пройденного нами пространства, толпа облегала улицы сплошными шпалерами. Крыши, заборы, деревья, балконы, подъезды, фонарные столбы, рогатки, которыми были загорожены боковые улицы,— все это было унизано народом».
Имя файла: Иван-Сергеевич-Тургенев-Гений-меры…-гений-культуры…-1818-1883.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0