Изображение советского человека в произведениях Сергея Довлатова

Содержание

Слайд 2

Я выбрал эту тему, потому что мир, описанный С.Довлатовым, только-только уходит в

Я выбрал эту тему, потому что мир, описанный С.Довлатовым, только-только уходит в
прошлое. Не так давно ситуации, которые сейчас нам кажутся смешными и фантастическими, были обычными буднями каждого человека.
Цель моего исследования – выявить особенности художественного стиля автора. Для этого мною была прочитана и проанализирована соответствующая литература.

Обоснование выбора темы и цель исследования

Слайд 3

Список использованной литературы

Александр Генис «Последнее советское поколение» - СПб: Звезда, 1997г.
Наталья Пахомова

Список использованной литературы Александр Генис «Последнее советское поколение» - СПб: Звезда, 1997г.
«Наш человек в «Ньюйоркере»» - СПб: Звезда, 1999г.
Сергей Довлатов «Ремесло» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Сергей Довлатов «Заповедник» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Сергей Довлатов «Компромисс» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Игорь Сухих «Сергей Довлатов: время, место, судьба» - СПб:КультИнформПресс, 1996г.
Довлатов Сергей «Соло на Ундервунде» - СПб: Азбука-классика, 2007г.
Довлатов Сергей «Зона» - СПб: Азбука-классика, 2007г.

Слайд 4

Сергей Донатович Довлатов – русский писатель конца 20 века. Автора более чем

Сергей Донатович Довлатов – русский писатель конца 20 века. Автора более чем
10 лет не издавали. В 37 лет из-за преследования властей С.Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк. Большую часть своих произведений Сергей Довлатов написал в эмиграции.

Слайд 5

Между реальностью и абсурдом

Анекдоты из собственной жизни, а также из жизни знакомых

Между реальностью и абсурдом Анекдоты из собственной жизни, а также из жизни
и «знакомых незнакомцев», деятелей политики и культуры — от Бродского до Хрущева, от Сталина до Ахматовой — любимый жанр Довлатова. Сам С.Довлатов неоднократно заявлял, что считает себя не писателем, который «пишет о том, во имя чего живут люди», но рассказчиком, повествующим о том, «как живут люди».
И лучше всего отвечают этому стремлению, конечно же, бытовая история, анекдот.

Слайд 6

Особенности жанра анекдота

Использование фольклорного приёма – герои анекдота – известные люди (И.Бродский,

Особенности жанра анекдота Использование фольклорного приёма – герои анекдота – известные люди
Р.Якобсон, м, Ростропович)
Придуманные персонажи (некто с трудной фамилией Каценеленбоген, две грубиянки Сцилла Ефимовна и Ха­рибда Абрамовна...) и реальные (час­то здравствующие и поныне)

Слайд 7

Герой С.Довлатова

Среди многочисленных героев С.Довлатова, как и в реальной жизни, нет

Герой С.Довлатова Среди многочисленных героев С.Довлатова, как и в реальной жизни, нет
ни одного на сто процентов положительного, равно как и безнадёжно отрицательного. Но есть между ними такой, к которому автор беспощадней, чем к кому бы то ни было. Этот персонаж — сам С.Довлатов, точнее, его «автопсихологический образ», от чьего лица ведётся повествование. Рассказчик и есть главный герой писателя, начиная с самых ранних его рассказов.

Слайд 8

Повесть «Наши», 1983г.

Жанр – семейная летопись, рассказ о четырёх поколениях одной семьи.

Повесть «Наши», 1983г. Жанр – семейная летопись, рассказ о четырёх поколениях одной
Как всегда у С.Довлатова, одна удачно найденная черта или метафора становится решающей в образе и судьбе персонажа. В «Наших» такой метафорой зачастую служит какой-нибудь элемент внешности героя или факт биографии.
Богатырские размеры деда Исаака (он «мог положить в рот целое яблоко») Или актёрская карьера отца. Ему жизнь казалась «грандиозным театрализованным представлением. Сталин напоминал шекспировских злодеев. Народ безмолвствовал, как в „Годунове"»... А «центральным героем был он сам».

Слайд 9

Служба Сергея Довлатова

Начало 60-х. Будущий писатель был призван в армию и оказался

Служба Сергея Довлатова Начало 60-х. Будущий писатель был призван в армию и
в лагерной охране. Эту страницу своей биографии он впоследствии не раз «перелистывал» и «перечитывал»...
В «Невидимой книге» (1978 г.) С.Довлатов рассказывает, что, попав в зону, он с удивлением обнаружил: «Полицейские и воры чрезвычайно напоминают друг друга. Заключённые особого режима и лагерные надзиратели безумно похожи... По обе стороны колючей проволоки — единый и жестокий мир».

Слайд 10

Малая зона подготовила писателя к встрече с зоной большой — государством. Полтора

Малая зона подготовила писателя к встрече с зоной большой — государством. Полтора
десятилетия, которые провёл С.Довлатов в СССР после окончания службы в лагерной охране, были отданы творчеству и бесплодным попыткам издать свои книги. В 1977 г. появились первые публикации его произведений на Западе. В 1978 г. писатель вынужден был эмигрировать. Всё имущество уместилось в один чемодан.

Слайд 11

"Чемодан" (1986 г.) — название цикла рассказов, объединённых, как водится у С.Довлатова,

"Чемодан" (1986 г.) — название цикла рассказов, объединённых, как водится у С.Довлатова,
общим ключевым словом. Вещи хранят в себе память о прошлом. Собранные вместе, они становятся своеобразным конспектом прожитых лет.
Каждая из восьми вошедших в книгу историй словно иллюстрирует главную идею довлатовского творчества: жизнь нелепа и в то же время удивительна! «Пропащая, бесценная, единственная» — жизнь...

Слайд 12

Мастерство С.Довлатова в изображении советского человека

Точность в изображение героев
Заурядность героя
Описание отдельных деталей
Законченность

Мастерство С.Довлатова в изображении советского человека Точность в изображение героев Заурядность героя
образов героев
Абсурдность ситуаций

Слайд 13

Заключение

В герое С.Довлатова, как в зеркале, отражается эпоха. Автор жил в тоталитарном

Заключение В герое С.Довлатова, как в зеркале, отражается эпоха. Автор жил в
государстве, где человек был поставлен в условия, в которых приходилось воровать, вступать в экономические махинации. В стране процветало стукачество, фальсификация. Человек не мог говорить то, что он хочет, иначе его ждала лагерная жизнь