literatura_27_01

Содержание

Слайд 2

Дата: 27.01.2022 Урок№ 34,35
Задание: изучить материал к урокам, составить краткий конспект, читать роман

Дата: 27.01.2022 Урок№ 34,35 Задание: изучить материал к урокам, составить краткий конспект,
«Мастер и Маргарита»
Срок выполнения:03.02.2022
Контакты: zima_0012@mail.ru; https://vk.com/id559084531

Слайд 3

Замысел возникает в конце 1928 г. Начатый роман носил назва­ние «Копыто инженера».

Замысел возникает в конце 1928 г. Начатый роман носил назва­ние «Копыто инженера».
В целом роман пережил три редакции, и косвенное представление об изменении замысла дает эволюция названия. Вот как оно менялось:
«Чёрный маг» — «Копыто инженера.» — «Жонглер с копытом» — «Гастроль Воланда» — «Великий канцлер» — «Сатана» — «Черный богослов» — «Он появился» — «Подкова иностранца» — «Пришествие» — «Чер­ный. маг» — «Князь тьмы» — «Мастер и Маргарита».
Роман писался более 10 лет. Это роман-завещание. «Мастер и Марга­рита» — одно из загадочных явлений русской литературы XX в. Имеет множество вариантов прочтения.
Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она — «огромная криптограмма, зашифрованный текст».

Слайд 4

История создания романа

1928
Замысел

1929
Начало
работы

1928 – 1938
8 редакций

Первоначально
роман о Дьяволе,
без Мастера

История создания романа 1928 Замысел 1929 Начало работы 1928 – 1938 8
и
Маргариты

1930
Сжёг
рукопись

1931 – 1932
Продолжение
работы,
появление образов
Мастера
и Маргариты

1936
Заключительная
глава

1936
Название
романа

1940
Редактирование,
переписывание

Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966–1967 г.г.

Слайд 5

«При всей цельности этого произведения внутри него выделя­ются отдельные микророманы:
произведение Мастера

«При всей цельности этого произведения внутри него выделя­ются отдельные микророманы: произведение Мастера
с главными действующими лицами: Понтий Пилат, Иешуа, Левий Матвей;
“роман” самих героев — Мастера и Маргариты;
судьба поэта Ивана Бездомного;
“роман” Воланда и его “свиты”, “жестокий” роман — с убий­ствами, поджогами и т. п. вещами» (Л. Киселева).
Каждый сюжет выдержан в своем стиле:
суровое, эпиче­ски бесстрастное повествование о всесильном прокураторе Иудеи и гибели бродячего философа;
откровенный фарс, разыгранный на улицах Москвы, как на огромной сцене;
взволнованная история неземной любви.
«Это философский роман, воплотивший духовный путь автора и его героев в своем времени и в вечности по направлению к истине.
Каждая часть имеет свой сюжет, свою композицию, систему персонажей, своего главного героя, свою стилевую окраску. В их единстве возникает новый уровень сюжета, герой которого — человек в его социальном, историческом и космическом аспекте, человек как частица вечности и вселенной. Роман посвящен не судьбе отдельного человека или группы лиц, но судьбе челове­ческой личности и всего человечества на протяжении почти двух тысячелетий»

Слайд 6

Темы: творчества; любви; трусости и раскаяния; современ­ной автору Москвы; свободы и несвободы;

Темы: творчества; любви; трусости и раскаяния; современ­ной автору Москвы; свободы и несвободы;
веры; борьбы Добра и Зла в человеке; тема Дома и Антидома.
Главная тема — тема любви, дающей силы, стимулирующей творчество. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. О первенстве этой темы свидетельствует заглавие романа.
Роман посвящен вечным проблемам, и они существуют в на­стоящем так же, как и много веков назад. Какие это проблемы?
1. Что такое истина?
2. Человек и власть.
3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
5. Верность и предательство.
6. Милосердие и всепрощение.

Темы, раскрываемые в романе

Слайд 7

Воланд

Воланд является символом зла, но способствует установлению справедливости. Он не сеет зло,

Воланд Воланд является символом зла, но способствует установлению справедливости. Он не сеет
не искушает, он всего лишь вскры­вает и наказывает зло.
Воланд знает подлинную цену всему: без­духовности, невежества. Он признает то, что истинно. Он — властитель тьмы, но не позволяет шуток по поводу света. Только суду дьявола и может быть отдана та система, которая не подчиняется нравственному (божьему) суду. Будучи злой силой, Воланд объ­ективно творит добро.
Имя Воланд возникает в «Фаусте» Гете один раз. Так называл себя Мефистофель.

…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что
вечно хочет зла и вечно
совершает благо…
Гёте, Фауст

Слайд 8

Учения о тройственности бытия

Важнейшей целью познания является обретение Истины. Процесс обретения истины

Учения о тройственности бытия Важнейшей целью познания является обретение Истины. Процесс обретения
Флоренский разделяет на три этапа. Первый — этап логистики, когда человек пользуется способами рациональной философии. На этом этапе Истину обрести невозможно, ибо рациональная философия бессильна перед раздробленностью и множественностью мира. Второй этап — этап пробабилизма, т.е. осмысление определенных качеств истины, в том случае, если она существует. На этом этапе, достигается познание главных свойств Истины, к каковым Флоренский относит следующие характеристики: Истина есть "интуиция-дискуссия", "актуальная бесконечность", "совпадение противоположностей" и др. И наконец, Истина предстает, как важнейший христианский догмат: "Истина — …Отец, Сын, Дух… истина есть единая сущность о трех ипостасях… Троица единосущная и нераздельная".

На третьем этапе, который Флоренский характеризует понятием "подвижничество", как данность уже полностью принимается необходимость существования Истины. В данном случае познание истины невозможно без веры и религиозно-духовной практики. С помощью веры и евангельской любви Истина утверждается как Святая Троица. Но здесь важен еще и сам процесс познания Истины — совершая восхождение по этапам познания Истины, человек познает любовь и включается в связуемую любовью общность людей.

Павел Флоренский

Слайд 9

Учения о тройственности бытия

Философское учение Григория Сковороды 
включает в себя теорию трех миров, состоящую из Макромира космоса, Микромира

Учения о тройственности бытия Философское учение Григория Сковороды включает в себя теорию
человека, и Символического мира библии. Все три мира объединены двойственностью: видимыми и невидимыми реалиями.

Григорий Сковорода

Макромир космоса

Макромир человека

Символический мир библии

Слайд 10

Три мира романа

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ
МИР

МОСКОВСКАЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ЕРШАЛАИМСКИЙ
МИР

Три мира романа ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР МОСКОВСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЕРШАЛАИМСКИЙ МИР

Слайд 11

Проблематика романа

В основе романа – осмысление устоев общества 30-х годов двадцатого века,

Проблематика романа В основе романа – осмысление устоев общества 30-х годов двадцатого
попытка разобраться в противоречивом времени.

Что такое истина

Человек и власть

Художник и
общество

Слайд 12

Жанр

Определен М. А. Булгаковым как фантастический роман
Но:

4 сюжетные линии

философская

любовная

мистическая

сатирическая

Жанр Определен М. А. Булгаковым как фантастический роман Но: 4 сюжетные линии философская любовная мистическая сатирическая

Слайд 13

Роман М. Булгакова

Роман Мастера

Композиция романа

роман в романе

переплетение двух пластов времени

Библейский, 1 век

Роман М. Булгакова Роман Мастера Композиция романа роман в романе переплетение двух
н. э.

Современность Булгакова ( 30-е годы 20 в.)

Имя файла: literatura_27_01.pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0