Луч, пронзающий время. Вячеслав Дегтев (10 августа 1959 – 16 апреля 2005)

Содержание

Слайд 2

Русский Джек Лондон

Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек

Русский Джек Лондон Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности:
в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.
Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая.

Слайд 3

Ему близки сильные герои, люди действия.
Среди поколения растерянных людей Вячеслав Дёгтев ценен

Ему близки сильные герои, люди действия. Среди поколения растерянных людей Вячеслав Дёгтев
тем, что не намерен сдаваться, в самых невыигрышных условиях не падает духом.
Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, но они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Слайд 4

Для Вячеслава Дёгтева точкой творческого отсчета стала эпоха хаоса, перестроечная неразбериха.

Для Вячеслава Дёгтева точкой творческого отсчета стала эпоха хаоса, перестроечная неразбериха. Исчезла
Исчезла стабильность во всем, даже в семье, даже в личных взаимоотношениях. Айсберг раскололся на мелкие льдинки, и каждая плыла в своем направлении.

Слайд 5

Писатель Юрий Бондарев называл Вячеслава Дёгтева «летописцем жесткой эпохи», «рассказчиком от

Писатель Юрий Бондарев называл Вячеслава Дёгтева «летописцем жесткой эпохи», «рассказчиком от Бога»,
Бога», взявшим на себя смелость и ответственность «безоглядно резко писать об окружающих нас трагических событиях».

Слайд 6

Вячеслав Дёгтев возвращает нас к сюжетной литературе, к острой и занимательной

Вячеслав Дёгтев возвращает нас к сюжетной литературе, к острой и занимательной фабуле.
фабуле. Он не боится элементов мелодрамы, не боится налета сентиментальности в своих рассказах, ибо таков человек, а его писательская задача — показать человеку во всех контрастных характеристиках, каким он может быть в душе своей.
При всем разнообразии сюжетов прозаик Вячеслав Дёгтев был и остается певцом жизни.

Слайд 7

Родился на хуторе Карасилов Воронежской области, в семье сельского кузнеца.
В

Родился на хуторе Карасилов Воронежской области, в семье сельского кузнеца. В 1979
1979 закончил Вяземский учебный авиацентр и стал лётчиком-истребителем.
В 1991 закончил московский Литературный Институт им. А. М. Горького, после чего вступил в Союз Писателей России. Выпустил 13 книг прозы. Лауреат премии «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова, финалист национального конкурса «Бестселлер-2003».
Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 попал в больницу с подозрением на инсульт и скоропостижно скончался.

Слайд 8

Сегодня он один из лучших рассказчиков России. Рассказы — невыгодный жанр. Платят

Сегодня он один из лучших рассказчиков России. Рассказы — невыгодный жанр. Платят
мало, в кинематограф с рассказом не прорвешься. Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви.
Лишь отчаянные смельчаки не покидают и в зрелом возрасте пространство рассказа. Один из таких смельчаков — Вячеслав Дёгтев. Его рассказы — это азбука выживания русского человека в нынешней России.

Слайд 9

Рассказ – малая форма эпической прозы.
В нём обычно немного героев, и изображаются

Рассказ – малая форма эпической прозы. В нём обычно немного героев, и изображаются одно-два события.
одно-два события.

Слайд 10

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов,

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов,
убеждений и превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.
По аналогии критик В. Бондаренко назвал героев В. Дёгтева “поколением растерянных людей”.

Слайд 11

Аналитическая беседа по рассказу “Выбор”.

Кого вы отнесете к этому поколению, поколению

Аналитическая беседа по рассказу “Выбор”. Кого вы отнесете к этому поколению, поколению
“растерянных людей”?
Почему в начале повествования нет собственных имен?
Почему герой рассказа ушел на войну?
- Какой художественный прием использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны?
- Какие еще изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя?

Слайд 12

- Почему на войне его стали называть “псом войны”?
Ваше отношение к

- Почему на войне его стали называть “псом войны”? Ваше отношение к
тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского
“ журналюги”?
- Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? Что они значат?

Слайд 13

*Литературный прием, когда автор умышленно или невольно берет образ, мотив, выражение

*Литературный прием, когда автор умышленно или невольно берет образ, мотив, выражение из
из произведения другого автора, называется РЕМИНИСЦЕНЦИЯ.
* В. Шекспир в исторической хронике «Юлий Цезарь» «псами войны» называл наемников.
(Юлий Цезарь: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!»)
* В XX веке Фредерик Форсайт вынес эту реминисценцию в название романа «Псы войны», а в начале XXI века английский режиссер Нил Маршалл снял фильм «Псы войны» (2002).
Таким образом, реминисценция «псы войны» обозначает людей обозленных, идущих на любую жестокость ради денег.
Выражение «дикий гусь» в XX веке на западе означало наемника, выбирающего на какой стороне он будет сражаться.

Слайд 14

Рассказ В. И. Дёгтева «Выбор» посвящен Юрию Бондареву.

Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному

Рассказ В. И. Дёгтева «Выбор» посвящен Юрию Бондареву. Юрий Бондарев принадлежит к
славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”.

Ю. Бондарев – автор романов “Горячий снег”, “Берег”,
“Тишина”, “Выбор” и др.

Слайд 15

«Потерянное поколение» - это поколение людей, которые победили сильного врага в

«Потерянное поколение» - это поколение людей, которые победили сильного врага в годы
годы войны, но оказались бессильными в обыденной жизни.

Слайд 16

- Каким содержанием наполнена эта реминисценция в рассказе?

Человек ожесточился, потерял чувство жалости

- Каким содержанием наполнена эта реминисценция в рассказе? Человек ожесточился, потерял чувство
и справедливости.

- Как попала на войну героиня рассказа?

Слайд 17

Теперь обратим внимание на внешность героев:
У него глаза были серые,

Теперь обратим внимание на внешность героев: У него глаза были серые, стального,
стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.
Какой прием использует автор?

Слайд 18

Антитеза – стилистический приём контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний.

Антитеза – стилистический приём контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний.

Слайд 19

Когда у появляются собственные имена у героев?
Почему он так спешил в последнее

Когда у появляются собственные имена у героев? Почему он так спешил в
время в полевую пекарню?
Почему ему понравилась девушка?
- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это: минутная слабость или любовь?
- Легко ли ему было сделать предложение?
- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя?

Слайд 20

Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте

Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте
выделяется ключевое понятие:
Сапог...Сапог! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная.

Слайд 21

Парцелляция

- Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление

Парцелляция - Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление
его в виде самостоятельного предложения: “Ты только не говори. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты еще покажешь класс - в своих скрипучих сапожках-то…”.

- ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения

Слайд 22

Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай,

Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай,
будь другом...”, “Ах, как я счастлива, Ромка!”, “Знаешь что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: “Что? Замуж?”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)

Слайд 23

- Каково отношение автора к происходящему?
-Можно ли назвать героя «псом войны»

- Каково отношение автора к происходящему? -Можно ли назвать героя «псом войны»
в конце рассказа?
Какова идея рассказа «Выбор»?
Рассказ имеет открытый финал. Что это означает?
Какие общечеловеческие ценности затрагивает Дёгтев?

Слайд 24

Общечеловеческие ценности:
любовь к жизни;
ненависть к войне;
самоопределение личности;
поиск истинной и подлинной веры.

Общечеловеческие ценности: любовь к жизни; ненависть к войне; самоопределение личности; поиск истинной и подлинной веры.

Слайд 25

- Почему рассказ называется “Выбор”, как и роман Юрия Бондарева?

Слово «выбор» однокоренное

- Почему рассказ называется “Выбор”, как и роман Юрия Бондарева? Слово «выбор»
слову «выбирать», а оно означает «отобрать для себя нужное, предпочитаемое». Также оно близко по значению словам «искать», «определяться». В. Дегтев часто использует в своих рассказах это слово. Это своеобразный лейтмотив его творчества.

Слайд 26

Самоопределение личности, поиск нравственных устоев – ведущие темы прозы В. Дегтева.
Вывод:

Самоопределение личности, поиск нравственных устоев – ведущие темы прозы В. Дегтева. Вывод:
как бы ни была драматична судьба человека на войне, как бы ни ломали его обстоятельства, в человеке должно сохраняться все человеческое. Любовь помогает Роману снова научиться верить людям и вернуться к нормальной жизни.

Слайд 27

«Русская душа: памяти Вячеслава Дёгтева».

«Русская душа: памяти Вячеслава Дёгтева».

Слайд 28

В. Дегтев - лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии

В. Дегтев - лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени
имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.

Слайд 29

В Воронеже прошел вечер памяти русского писателя Вячеслава Дегтева

В Воронеже прошел вечер памяти русского писателя Вячеслава Дегтева

Слайд 31

В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев написал: “В

В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев написал: “В последнее
последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.