- Главная
- Литература
- Люди мира и люди войны в романе Война и мир
Содержание
- 2. Персонажи романа В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей
- 3. Персонажи романа Любимые герои Толстого (люди мира) Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова,
- 4. Персонажи романа Нелюбимые герои Толстого (люди войны) Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен,
- 5. Приёмы психологического анализа Повторяющиеся детали Мертвенная застывшая красота нелюбимых героев (Элен, Анатоль, князь Василий, Жюли) и
- 6. Приёмы психологического анализа «Диалектика души» Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний человека.
- 7. Приёмы психологического анализа Отношение к семье, любви, природе Нелюбимые герои Толстого не умеют любить, а семья
- 8. Высший свет – это… Бездуховность, неестественность, лицемерие По Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями: простота, доброта
- 9. Высший свет – это… Вражда и борьба «за блага бренные» Мы видим Друбецкого и князя Василия,
- 10. Высший свет – это… Ложный патриотизм Весь патриотизм проявляется в отказе от французской кухни и французского
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Персонажи романа
В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В
Персонажи романа
В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В
Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убеждён, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся.
Слайд 3Персонажи романа
Любимые герои Толстого (люди мира)
Эти герои – Андрей Болконский, Пьер
Персонажи романа
Любимые герои Толстого (люди мира)
Эти герои – Андрей Болконский, Пьер
В отличие от нелюбимых, любимые герои писателя обычно не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми.
Главный объект творчества писателя – душа человека. Писателю интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.
Слайд 4Персонажи романа
Нелюбимые герои Толстого (люди войны)
Эти герои – Анна Павловна Шерер,
Персонажи романа
Нелюбимые герои Толстого (люди войны)
Эти герои – Анна Павловна Шерер,
Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 г.: они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных и Друбецких один за одним исчезают из текста (они не интересны Толстому).
Слайд 5Приёмы психологического анализа
Повторяющиеся детали
Мертвенная застывшая красота нелюбимых героев (Элен, Анатоль, князь Василий,
Приёмы психологического анализа
Повторяющиеся детали
Мертвенная застывшая красота нелюбимых героев (Элен, Анатоль, князь Василий,
Способность к самосовершенствованию
Процесс поиска истинного, непреходящего в жизни ярко показан на примере Пьера и Андрея. Они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей: Пьер разочаровывается в масонстве, Андрей – в государственной службе.
Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят Андрея к пониманию истины необходимости любви к ближнему.
Встреча Пьера с Платоном Каратаевым делает его ближе к народу, в общении с ним он набирается мудрости и обретает спокойствие.
Слайд 6Приёмы психологического анализа
«Диалектика души»
Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения
Приёмы психологического анализа
«Диалектика души»
Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения
Николай Ростов проигрывает огромную сумму денег Долохову, возвращается домой в полном душевном смятении, но, услышав пение Наташи, понимает, что в жизни важно, а что – преходяще.
Для Андрея такими моментами стало небо Аустерлица и болезнь маленького сына.
Слайд 7Приёмы психологического анализа
Отношение к семье, любви, природе
Нелюбимые герои Толстого не умеют любить,
Приёмы психологического анализа
Отношение к семье, любви, природе
Нелюбимые герои Толстого не умеют любить,
У любимых героев отношения в семье построены на любви и самоотдаче (семьи Ростовых и Болконских).
Нелюбимые герои оторваны от природы – у любимых с нею тесная связь (вспомним небо и дуб князя Андрея, Наташу в Отрадном, сцену охоты, небо для Пьера в плену).
Изображение снов
Пьер в снах видит свои слабости, в них к нему приходят решения проблем.
Сон князя Андрея раскрывает его неразрешимые противоречия.
Сон Пети Ростова – светлый и гармоничный.
Сон Николая Болконского – рациональный и проблематичный.
Слайд 8Высший свет – это…
Бездуховность, неестественность, лицемерие
По Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями:
Высший свет – это…
Бездуховность, неестественность, лицемерие
По Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями:
В петербургских салонах высшего света, где собираются сливки общества (вельможи, сановники, дипломаты, фрейлины), всё неестественно (Анна Павловна держится с искусственным энтузиазмом, князь Василий говорит лениво, как актёр слова старой пьесы). В поведении и взаимоотношениях людей нет ни простоты, ни добра, ни правды – кругом маски, а под ними духовное убожество и безнравственность. Вот почему естественность и открытость Пьера так напугали Шерер.
Слайд 9Высший свет – это…
Вражда и борьба «за блага бренные»
Мы видим Друбецкого
Высший свет – это…
Вражда и борьба «за блага бренные»
Мы видим Друбецкого
Охота на Пьера, ставшего богачом, и его женитьба на Элен (не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет их).
Осада Марьи Болконской, богатой невесты для Анатоля Курагина.
Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. (Жюли знает, что этот нищий красавец не любит её, но требует за своё богатство объяснения в любви по всей форме.)
Слайд 10Высший свет – это…
Ложный патриотизм
Весь патриотизм проявляется в отказе от французской
Высший свет – это…
Ложный патриотизм
Весь патриотизм проявляется в отказе от французской
Сначала двуличный князь Василий восхищался Кутузовым, а когда пришло известие о сдаче Москвы, сказал, что нельзя было и ожидать другого «от слепого развратного старика».
Показана боязнь личной ответственности за принятие решений в военной среде. Накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько его исходом, сколько своими будущими наградами.
Толстому ненавистна «игра в войну» императора. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицыном лугу – одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением).