Слайд 2Пародия на официальные исторические сочинения
«История одного города» была написана в 1869-1870-х годах
и состоит из нескольких частей.
Подзаголовок гласит: «По подлинным документам издал М.Е. Салтыков (Щедрин)».
- На что настраивает читателя эта строка?
- Обратимся к началу главы «О корени происхождения глуповцев». Прочитайте первый абзац.
Слайд 3Пародия на официальные исторические сочинения
- Назовите известных историков XIX века, на которых
ссылается автор ?
- Заполните таблицу:
Слайд 4Н.М. Карамзин «История государства Российского» (отрывок из главы II)
Многие славяне, единоплеменные с
ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского. Древляне, назывались так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии, дулебы и бужане по реке Бугу…; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.
Слайд 5С.М. Соловьев
Русская летопись для первоначального чтения
От тех славян разошлись по земле
многие народы и каждый назывался своим именем, где кто сел на каком месте; так, например, одни поселись по реке именем Морава и назывались моравами, а другие чехами; а вот тоже славяне: белые хорваты, сербы и хорутане.<…>славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах; те, которые поселились около озера Илменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так разошелся славянский народ.
Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте с своими нравами, обычаями и преданиями.
Слайд 6«Слово о полку Игореве»
(Перевод Д.С. Лихачева)
Боян же вещий, если хотел кому
песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Тогда пускал десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигали – та первой и пела песнь старому Ярославу…
Слайд 7Назовите басню Крылова, родственную сказке-притче Салтыкова-Щедрина.
Слайд 8Запись в тетрадях
В начале главы писатель пародирует официальные исторические сочинения с их
лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в фольклорную стихию.
Слайд 9В.И. Даль Пословицы и поговорки русского народа (1862)
Слайд 10
Реакция критики на произведение
После выхода «Истории одного города» в печати появились различные
толкования произведения. Писателя упрекали в бесцельном глумлении над народом. Критики считали вздором названия головотяпов, моржеедов, лукоедов, лягушечников, лапотников и прочих. Автор же утверждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу.
Слайд 11Пародия на официальные исторические сочинения
У Даля поговорки, присловья, часто являющиеся по существу
дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина». Однако Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе.
- Попробуйте сформулировать, что в главе «О корени происхождения глуповцев» является объектом сатиры?
Слайд 12Запись в тетрадях
Объектом сатиры в главе являются самооценка русского народа, отсутствие навыков
самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление.
Слайд 13Вопросы по тексту:
- Почему народ, о котором рассказывается, называют головотяпами?
- Чем характеры
героев этого произведения напоминают сказочных персонажей?
- Дайте характеристику этого народа. Подтвердите цитатами из текста.
Слайд 14Примерные цитаты
1. «Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя
все сие тем, что постоянно враждавали между собою».
2.«Мы головотяпы! Нет нас народа мудрее и храбрее».
3. хитрые:«…будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает» (знали, что головы на плечах растут крепкие)
«Прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко»
НО: не могут добиться порядка, поэтому надумали искать себе князя
Слайд 15Работа с текстом
Найдите в тексте слова старца Добромысла.
-Что сделает для головотяпов
князь?
- Какое правление, по мнению Добромысла, нужно для поддержания порядка?
Слайд 16Поразмышляем над прочитанным
Показывая собирательное отношение народа к самому себе, писатель как бы
говорит нам: неужели во всей стране только и есть недотёпы и хвастуны?
Попробуйте сами сформулировать, какие люди являются идеалом писателя?
Слайд 17Запись в тетрадь
Идеалом писателя были честные, благородные, умные, талантливые люди. Мы не
видим таких в романе «История одного города», но понимаем, что для утверждения лучших качеств народа писатель высмеивает всё недостойное.
Слайд 18Теория литературы
Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения.
Какие из этих художественных средств используются Щедриным?
Слайд 19Теория литературы
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Гротеск – предельное преувеличение, основанное
на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
Слайд 20Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?
Слайд 21Вопросы по тексту
-Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?
- Чего хочет достичь Щедрин
сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России?
Слайд 22Вывод.
В государственном механизме и во всех деяниях чиновников от императора до мелких
делопроизводителей заложен один и тот же порядок: не опасались ответственности и творили что хотели, не ожидая наказания или возмездия; но главное – в основе всех действий по управлению страной лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков.
Слайд 23Теория литературы
- В чем пафос сатиры Салтыкова-Щедрина?
Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения.
Слайд 24Ответ
Пафос сатиры Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих
установлению идеала.
Высмеять зло, чтобы утвердить добро.
«История одного города» убеждала, что так продолжаться не может: либо Россия прекратит свое существование, либо наступит перелом, который сметет с лица земли существующий государственный строй.