Мотив окна в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Содержание

Слайд 2

Окно. Особенность человеческого жилища. Сколько-нибудь просторная комната без него немыслима.

Окно. Особенность человеческого жилища. Сколько-нибудь просторная комната без него немыслима.

Слайд 3

Окно. Чудесная выдумка человека. С ним приходит в дом свет, летом —

Окно. Чудесная выдумка человека. С ним приходит в дом свет, летом —
прохлада и ароматы цветов. А если что-то дурное захочет ворваться в наш дом, мы всегда можем закрыть окно.

Слайд 4

Такая функция и связанные с ней достоинства данного предмета определяют и художественный

Такая функция и связанные с ней достоинства данного предмета определяют и художественный образ окна
образ окна

Слайд 5

Из окна можно смотреть вдаль (следовательно, это символ будущего)

Из окна можно смотреть вдаль (следовательно, это символ будущего)

Слайд 6

Толкователи сновидений утверждают, что видеть во сне открытое окно — к радости,

Толкователи сновидений утверждают, что видеть во сне открытое окно — к радости,
веселью, гостям. Закрытое — к неуспеху, неуверенности

Слайд 7

Перейдём к тексту романа. Нас будет интересовать, где окно упомянуто просто при

Перейдём к тексту романа. Нас будет интересовать, где окно упомянуто просто при
описании помещения, где оно играет особую роль (и какую), где оно является центром эпизода. Приведём несколько примеров.

Слайд 8

Эпизод первый

Эпизод "холостяцкая пирушка" (т. 1, ч. 1, гл. VI). "Человек восемь

Эпизод первый Эпизод "холостяцкая пирушка" (т. 1, ч. 1, гл. VI). "Человек
молодых людей толпились озабоченно около открытого окна" (кур­сив мой. — О.Р.). Долохов заключает с англичанином Стивенсоном пари (о том, что "выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами"). События этого эпизода позволяют нам судить о характере Долохова, выигравшего пари (он удачлив, бес­страшен и никого здесь не любит, но презирает), Анатоля ("ему хоте­лось сломать что-нибудь", и он разбил стекло; так в дальнейшем он разобьёт сердце и судьбу Наташи — ему "захочется" это сделать) и Пьера (в наивной и смешной отваге вскакивает на подоконник; он ещё не граф Безухов, он ещё не определился, он повторяет то, что ему по­нравилось в других). Долохов улыбается и потакает безумству Пьера. Даны первые намёки на досадное противостояние Пьера и Долохова из-за ненужной никому из них Элен. Долохов дразнит и подзадоривает Пьера

Слайд 9

Эпизод с окном (т. 2, ч. 3, гл. И) в Отрадном. Князь

Эпизод с окном (т. 2, ч. 3, гл. И) в Отрадном. Князь
Андрей от­воряет ночью окно. Лунный свет — словно он давно "ждал" этого — ворвался в комнату. Вместе с ним влетают слова Наташи, и возникает новый поворот судьбы, связанный с ней. Весьма характерна верти­кальная композиция предметного мира этого эпизода:

Слайд 10

Окно Наташи выше окна князя Андрея. Она выше него в плане отношения

Окно Наташи выше окна князя Андрея. Она выше него в плане отношения
к жизни, в плане веры в будущее и ожидания от будущего чего-то большого и значительного. Но и Андрей скоро поймёт нечто важное и на обратной дороге, взглянув на позеленевший дуб, скажет: "Нет, жизнь не конче­на в тридцать один год".

Слайд 11

Упоминание окна (т. 3, ч. 2, гл. XXXVI). "В одно и то

Упоминание окна (т. 3, ч. 2, гл. XXXVI). "В одно и то
же время послышался взрыв, свист осколков и как бы разбитой рамы..." Всё это послышалось при ранении (смертельном!) князя Андрея. Слово "окно" не употребляется, но "разбитая рама" — символ разбитой жизни

Слайд 12

УПОМИНАНИЕ ОКНА (Т. 3, Ч. 3, ГЛ. XXXI). НАТАША УЗНАЛА О РАНЕНИИ

УПОМИНАНИЕ ОКНА (Т. 3, Ч. 3, ГЛ. XXXI). НАТАША УЗНАЛА О РАНЕНИИ
АНДРЕЯ. ЕЁ ОТКАЗ ПОСМОТРЕТЬ В ОКНО, КАК ГОРИТ МОСКВА, — ЭТО ОТКАЗ СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ

ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ (ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО АБЗАЦЕВ) ОНА САМА ОТВОРИТ ОКНО В СВОЕЙ КОМНАТЕ — ОНА "ГОТОВА К БУДУЩЕМУ"

Слайд 13

Упоминание окна (т. 1, ч. 3, гл. XV) в сравнении: "Как будто через

Упоминание окна (т. 1, ч. 3, гл. XV) в сравнении: "Как будто
растворённое окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невесёлый кутузовский штаб мо- лодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодёжи". Это ещё раз подтверждает, что окно у Толстого несёт перемены.

Слайд 14

Основное значение окна в «Войне и мире» — будущее, перемена, то есть

Основное значение окна в «Войне и мире» — будущее, перемена, то есть
резкая перемена в будущем. Это особенно заметно на судьбах Андрея, Наташи, Долохова, Сони, Марьи и (отчасти) Николая и Ильи Ростовых.
Имя файла: Мотив-окна-в-романе-Л.Н.-Толстого-Война-и-мир.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0