Слайд 21 Природа
1.1 История развития описания пейзажа в литературе
Прежде всего, следует отметить,

что пейзаж (от французского «страна, местность») на протяжении всей истории развития литературы занимал важное место в произведениях, однако его функции и смыслы существенно варьировались. В позднесредневековой и ренессансной литературе пейзаж носил символических характер, иллюстрировал религиозные идеи. На смену символическим пейзажам пришли другие виды пейзажа, которые условно могут быть представлены следующими типами:
Пейзаж реальности;
Пейзаж фантазии;
Идеальный пейзаж.
Слайд 3ВСЕ ВИДЫ ПЕЙЗАЖА ОБЪЕДИНЯЮТ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ С АВТОРСКИМ ЗАМЫСЛОМ, ТВОРЧЕСКИМ МЕТОДОМ

ЭПОХИ. СИТУАЦИЯ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛАСЬ НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX. КОГДА СФОРМИРОВАЛОСЬ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПРИРОДЫ. НОВОЕ ВИДЕНИЕ ПРИРОДЫ БЫЛО ВО МНОГОМ СФОРМИРОВАНО РОЖДЕНИЕМ РОМАНТИЗМА КАК НОВОГО МИРООЩУЩЕНИЯ. УКАЗАННОЕ МИРОПОНИМАНИЕ НАШЛО СВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ШЕЛЛИНГА. В ПАНТЕИСТИЧЕСКОМ МИРОПОНИМАНИИ ФИЛОСОФА ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША СЛИВАЮТСЯ ВОЕДИНО, ПРИРОДА ЗАМЕНЯЕТ И ПОДМЕНЯЕТ СОБОЙ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. РОМАНТИКИ ВЕРИЛИ В БОЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО ГОР, ЛУГОВ, ДЕРЕВЬЕВ И ЦВЕТОВ:
«В ПРИРОДЕ, В ЯЗЫКЕ ВРОЖДЕННЫХ ЧУВСТВ ЧИСТЕЙШИХ МЫСЛЕЙ ЯКОРЬ, ПРИСТАНЬ СЕРДЦА.»
ПРИРОДА, ПЕЙЗАЖИ ВОСПРИНИМАЮТСЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С МИРОМ И ДУШОЙ.
Слайд 4Образы природы в русской литературе
В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших

мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др. Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования. Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.
Слайд 5И.С. Тургенева «Лес и степь»:
«Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко

перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком;»
Слайд 6М.М Пришвин «Осеннее утро»
«Листик за листиком падают с липы на крышу, какой

листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите! Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.»
Слайд 7Природа в коротких рассказах
М. М. Пришвина
Михаил Михайлович Пришвин непревзойденный мастер короткого

жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. Небольшие рассказы М. М. Пришвина - это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года.
Слайд 8Природа в коротких рассказах
К. Д. Ушинского
Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой

в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич. Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.
Слайд 9Природа в коротких рассказах
К.Г. Паустовского
Невероятное описание природы в разных её проявлениях,

используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского Константина Георгиевича. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.
Слайд 10Ни в одной литературе мира картины природы не занимают такого значительного места,

как в русской. В нашей литературе есть произведения, где природа является главным действующим лицом , определяет философское содержание произведения, вспомним «Грозу» и «Лес» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова, «Вешние воды», «Бежин луг», «Лес и степь» Тургенева. Сами названия говорят о роли пейзажа в этих произведениях.Тема природы входит в нашу литературу с романтическим пейзажем Жуковского. Поэт наделяет природу душой подобно человеку, одушевляет ее; как всякий романтик, он любит мечтать на лоне природы, видит в ней отпечаток Божества.