Николай Алексеевич Некрасов – поэт, гражданин, личность

Содержание

Слайд 2

Николай Алексеевич Некрасов – поэт, гражданин, личность

Кто живет без печали и

Николай Алексеевич Некрасов – поэт, гражданин, личность Кто живет без печали и
гнева,
Тот не любит отчизны своей...

Слайд 3

Издательская деятельность

«Современник».
Титульный лист. 1856 г.

Ближайшие сотрудники «Современника».
Слева направо: И. А. Гончаров, И.

Издательская деятельность «Современник». Титульный лист. 1856 г. Ближайшие сотрудники «Современника». Слева направо:
С, Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский.
Стоят: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович.
Фотография. 1856 г.

Слайд 4

Анализ стихотворения" Муза"

Стихотворение принадлежит к жанру гражданско-философской лирики. Автор рассуждает о своём

Анализ стихотворения" Муза" Стихотворение принадлежит к жанру гражданско-философской лирики. Автор рассуждает о
предназначении - помогать простым людям, рассказывать истории именно из их жизни. Рассказывать только о том, что на самом деле происходит вокруг: голоде, нищете, несправедливости и бесправии людей, на труде которых держится вся страна. Муза Некрасова не является воплощением очень высокого творчества, она вполне зримый персонаж - боль русского народа, муза мести и печали, та, кто научила чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве. Главная проблема стихотворения это решение социально - политической проблемы и ответ на вопрос "почему крестьянам живётся настолько тяжело?" Некрасов рассуждает о слепой покорности русского народа. Почему призывы к мести и отстаиванию своих прав все равно сменяются принятием бесправия и порабощения?

Слайд 5

«…Пора идти вперёд! Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Из стихотворения «Элегия»

Один

«…Пора идти вперёд! Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Из стихотворения «Элегия»
из ключевых моментов стихотворения-"Прощай врагам своим "-это шепчет муза, которая на самом деле характеризует весь русский народ, но Некрасов не поддерживает такой призыв и не понимает, чем вызвано такое мнение, этот вопрос мучает его долгое время. Но поэт в стихотворении показывает не только это, а ещё и светлый нравственный облик русского народа, который умеет перетерпеть любые испытания и прощать любые издевательства. Стихотворение содержит много отрицательных эпитетов:"печальной", "плачущей", "униженно просящей".

Слайд 6

Портрет А.Я.Панаевой на рояле. «Говори же, когда ты сердита, всё, что душу

Портрет А.Я.Панаевой на рояле. «Говори же, когда ты сердита, всё, что душу волнует и мучит…»
волнует и мучит…»

Слайд 7

Любовная лирика. Панаевский цикл. Как ты кротка, как ты послушна! Ты рада

Любовная лирика. Панаевский цикл. Как ты кротка, как ты послушна! Ты рада
быть его рабой. А он внимает равнодушно. Уныл и холоден душой…

З. Н. Некрасова, жена поэта

А. Я. Панаева.
Акварель неизвестного художника. 1850-е гг.

Слайд 8

Надежда на взаимность…

Счастливый день!
Его я отмечаю
В семье обыкновенных

Надежда на взаимность… Счастливый день! Его я отмечаю В семье обыкновенных дней;
дней;
С него я жизнь мою
считаю,
И праздную его в душе
моей.

Слайд 9

Любовная лирика.

"Я не люблю иронии твоей " Это стихотворение было напечатано в журнале

Любовная лирика. "Я не люблю иронии твоей " Это стихотворение было напечатано
"Современник" в 1855 году, а в 1856 включено в поэтический сборник Некрасова. Тема стихотворение -это постепенное угасание (охлаждение) чувств между двумя влюблёнными: «…оставь её отжившим и не жившим. А нам с тобой, так горячо любившим, ещё остаток чувства сохранившим, ещё нам рано предаваться ей..» События развиваются последовательно и каждая строфа стихотворения является описанием трудной ситуации в отношениях. Это стихотворение можно отнести к жанру послание. Под лирическим героем этого литературного произведения поэт частично подразумевает себя и свои взаимоотношения с Панаевой, которые были крайне непостоянными и неуравновешенными. Кипение страстей сменялось охлаждением и т.п. Лирический герой этого стихотворения эмоционален, темпераментный и честный мужчина, который признаёт неизбежность разлуки. Он переживает не только за свои чувства, но и за свою избранницу, которая также переживает разлуку. Она пытается скрыть своё волнение и упрёки с помощью иронии.

Слайд 10

«Не торопи развязки неизбежной. И без того она не далека»

Идеей этого стихотворения

«Не торопи развязки неизбежной. И без того она не далека» Идеей этого
является мнение автора о том, что даже сильным чувствам зачастую может настать конец, но надо уметь закончить отношения достойно(с уважением к своей бывшей половинке) , выплеснув перед этим последний остаток чувств. В стихотворении использовано довольно много метафор с инверсиями, например:" нам, так горячо любившим", "кипят ревнивые мечты", " последней жажды полны "и т. д.

Слайд 11

Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое

Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово…
слово…

Слайд 12

"Мы с тобой бестолковые люди"

Стихотворение написано в 1851 году в разгар отношений

"Мы с тобой бестолковые люди" Стихотворение написано в 1851 году в разгар
Некрасова с Авдотьей Панаевой. Оно было напечатано в "Современнике " и вошло в поэтический сборник Некрасова. Темой стихотворение является описание сначала ссоры между влюблёнными, а после примирения. В этом стихотворение Некрасов выражает мысль, что ссора -абсолютно нормальное, естественное событие, без которого не могут обойтись люди, проводящие вместе долгое время. Главное в ссоре-"сердиться открыто", высказывать всё, что вызывает недовольство. По мнению поэта, примирение будет тем нежнее, чем острее были разногласия. Стихотворение состоит из трёх строф и каждая описывает разные моменты из жизни влюблённых.

Слайд 13

Если проза в любви неизбежна, то возьмем и с неё долю счастья.

Если проза в любви неизбежна, то возьмем и с неё долю счастья.
После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья.

Первая строфа показывает героев в момент ссоры, застывших в мучительном чувстве, автор хочет это как можно быстрее исправить. Во второй строфе он обращается к возлюбленной -лирический герой Некрасова просит высказывать своё мнение, не утаивая никаких своих эмоций и обид. В третьей строфе поэт замирает в ожидании примирения -возвращении любви и новой вспышки ярких, нежных чувств. По мнению Некрасова такие события только усиливают чувства влюблённых, делаю их крепче, не дают застояться на месте. В стихотворении использованы эпитеты -"бестолковые (люди) ", резкое (слово) ", а также метафоры:" Вспышка готова", "душу волнует и мучит", " возвращенье любви и участья".

Слайд 14

Некрасов в период «Последних песен».
И Крамской. 1877 г.

Е. И.Трубецкая

Обложка прижизненного издания

Некрасов в период «Последних песен». И Крамской. 1877 г. Е. И.Трубецкая Обложка
стихотворений «Последние песни». 1877 г.