Жанр, сюжет и композиция романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Презентацию подготовили ученицы 10 класса «А» ГБОУ СОШ №1368 Байкал

Содержание

Слайд 2

Своеобразие жанра

Жанр: роман.
Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе

Своеобразие жанра Жанр: роман. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что
этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он заключает в себе, прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История нескольких семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел воплотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» -- это не только семейный роман, но и роман социальный, психологический, произведение, в котором история семейных отношений тесно соединяется с изображением сложных общественных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира.

Слайд 3

Своеобразие жанра

Показывая движение времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и

Своеобразие жанра Показывая движение времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни
психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи. Воплощение семейной мысли, социально-психологическое повествование, черты эпопеи -- это не отдельные «слои» в романе, а те начала, которые предстают в своем органическом синтезе. И так же как социальное постоянно проникает в обрисовку личных, семейных отношений, так изображение индивидуальных стремлений героев, их психологии во многом обусловливает эпопейные черты романа. Сила созданных в нем характеров определена яркостью воплощения в них своего, личного и одновременно выразительностью раскрытия тех социальных связей и отношений, в которых они существуют.

Слайд 4

Своеобразие жанра

Блистательное мастерство Толстого в «Анне Карениной» вызвало восторженную оценку выдающихся современников

Своеобразие жанра Блистательное мастерство Толстого в «Анне Карениной» вызвало восторженную оценку выдающихся
писателя. «Граф Лев Толстой, -- писал В.Стасов, -- поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда, не брала русская литература. Даже у самих Пушкина и Гоголя любовь и страсть не были выражены с такой глубиною и поразительною правдой, как теперь у Толстого». В.Стасов отмечал, что писатель умеет «чудною скульпторскою рукою вылепить такие типы и сцены, которых до него никто не знал в целой нашей литературе... «Анна Каренина» останется светлой, громадной звездой навеки веков!». Не менее высоко оценивал «Каренину» и Достоевский, рассматривавший роман со своих идейных и творческих позиций. Он писал: «Анна Каренина» есть совершенство как художественное произведение ... и такое, с которым ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться».

Слайд 5

Сюжет и композиция романа

Толстой назвал «Анну Каренину» «романом широким и свободным»,

Сюжет и композиция романа Толстой назвал «Анну Каренину» «романом широким и свободным»,
воспользовавшись термином Пушкина «свободный роман». Это ясное указание на жанровые истоки произведения. 
«Широкий и свободный роман» Толстого отличен от «свободного романа» Пушкина. В «Анне Карениной» нет, например, лирических, философских или публицистических авторских отступлений. Но между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная преемственная связь, которая проявляется и в жанре, и в сюжете, и в композиции. 

Слайд 6

Сюжет и композиция романа

В романе «Анна Каренина» с самого начала внимание направлено

Сюжет и композиция романа В романе «Анна Каренина» с самого начала внимание
на события, в которых и проясняются характеры героев.  Афоризм — «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-свое­му» — это философское вступление к роману. Второе (событийное) вступление заключено в одну единственную фразу: «Все смешалось в доме Облонских». И, наконец, следующая фраза дает завязку действия и определяет конфликт. Случайность, открывшая неверность Облонского, влечет за собой цепь необходимых следствий, составляющих фабульную линию семейной драмы.

Слайд 7

Сюжет и композиция романа

Главы романа расположены циклами, между которыми существует тесная связь

Сюжет и композиция романа Главы романа расположены циклами, между которыми существует тесная
как в тематическом, так и в сюжетном отношениях. Каждая часть романа имеет свой «узел идеи». Опорными пунктами композиции являются сюжетно-тематические центры, последовательно сменяю­щие друг друга.  В первой части романа циклы образуются в связи с конфликтами в жизни Облонских (гл. I—V), Левина (гл. VI—IX), Щербацких (гл. XII—XVI). Развитие действия определено' событиями, вызванными приездом Анны Карениной в Москву (гл. XVII—XXIII), решением Левина уехать в деревню (гл. XXIV—XXVII) и возвра­щением Анны в Петербург, куда за ней последовал Врон­ский (гл. ХХУШ-ХХХ1У). 
Эти циклы, следуя один за другим, постепенно рас­ширяют сферу действия романа, обнаруживая закономер­ности развития конфликтов. Толстой выдерживает со­размерность циклов по объему. В первой части каждый цикл занимает пять-шесть глав, имеющих свои «границы содержания». Это создает ритмичность смены эпизодов и сцен. 

Слайд 8

Сюжет и композиция романа

Первая часть представляет собой один из замечатель­нейших примеров «крутой

Сюжет и композиция романа Первая часть представляет собой один из замечатель­нейших примеров
романической завязки». Логика событий, нигде не нарушающая правды жизни, при­водит к резким и неизбежным переменам в судьбах героев. Если до приезда Анны Карениной Долли была несчастна, а Кити счастлива, то после появления Анны в Москве «все смешалось»: стало возможным примирение Облонских — счастье Долли, и неотвратимо приблизился раз­рыв Вронского с Кити — несчастье княжны Щербацкой. Завязка романа строится на основе крупных перемен в жизни героев и захватывает самый смысл их бытия.  Сюжетно-тематический центр первой части романа — изображение «путаницы» семейных и общественных отношений, превращающих жизнь мыслящего человека в мучение и вызывающих желание «уйти изо всей мер­зости, путаницы, и своей, и чужой». На этом основано «сцепление идей» в первой части, где завязывается узел дальнейших событий. 

Слайд 9

Сюжет и композиция романа

Вторая часть имеет свой сюжетно-тематический центр. Это — «пучина

Сюжет и композиция романа Вторая часть имеет свой сюжетно-тематический центр. Это —
жизни», перед которой в смятении оста­навливаются герои, пытаясь освободиться от «путаницы». Действие второй части с самого начала приобретает дра­матический характер. Круги событий здесь более широ­кие, чем в первой части. Смена эпизодов идет в более быстром темпе. В каждый цикл входит по три-четыре главы. Действие переносится из Москвы в Петербург, из Покровского в Красное Село и Петергоф, из России в Германию. 

Слайд 10

Сюжет и композиция романа

Третья часть романа изображает героев после пережитого ими кризиса

Сюжет и композиция романа Третья часть романа изображает героев после пережитого ими
и накануне решительных событий. Главы объединяются в циклы, которые могут быть подразделены на периоды. Первый цикл состоит ил двух периодов: Левин и Кознышев в Покровском (. I—VI) и поездка Левина в Ергушево (гл. VII—ХII). Второй цикл посвящен отношениям Анны и Каренина (гл. XIII— XVI), Анны и Вронского (гл. XVII—XXIII). Третий цикл вновь возвращает внимание к Левину и разделяется на два периода: поездка Левина к Свияжскому (гл. XXV— XXVIII) и попытка Левина создать новую «науку хозяйства» (гл. ХХIХ-ХХХП). 

Слайд 11

Сюжет и композиция романа

Четвертая часть романа состоит из трех основных циклов: жизнь

Сюжет и композиция романа Четвертая часть романа состоит из трех основных циклов:
Карениных в Петербурге (гл. I—V), встреча Левина и Кити в Москве в доме Облонских (гл. VII—XVI); последний цикл, посвященный взаимоотно­шениям Анны, Вронского и Каренина, имеет два периода: счастье прощения» (гл. XVII—XIX) и разрыв (гл. XX— XXIII).
  В пятой части романа в центре внимания — судьбы Анны и Левина. Герои романа достигают счастья и из­бирают свой путь (отъезд Анны и Вронского в Италию, женитьба Левина на Кити). Жизнь переменилась, хотя каждый из них остался самим собой. «Совершился полный разрыв со всею прежнею жизнью, и начиналась совершенно другая, новая, совершенно неизвестная  жизнь, в действительности же продолжалась старая» .