Слайд 2В качестве характерной черты естествознания конца XIX - начала
XX в. можно выделить
понимание русскими учеными задач, стоящих пе-
ред наукой. В частности, ее конечную задачу ученые видели не в самой
науке как таковой, а в науке как средстве объяснения и предвидения «со-
бытий русской жизни» .
Слайд 3Естественно-научный реализм
Естественно-научный реализм родился как следствие смены философских парадигм. На фоне кризиса
умозрительных теорий в середине XIX в.и активного интереса к положительному знанию русское естествознание, подкрепляемое новой идеологией 60-х, получило импульс для своего развития и почти на полвека стало тем лоном, в котором формировались основные представления о человеке, его природе и смысле существования.
Слайд 4Фундаментальным свойством живой материи считал «стройность», способность к самоорганизации, к собиранию и
концентрации энергии, стремящейся в естественных природных циклах к затуханию, дезинтеграции, рассеянию.
Сущность жизни, смысл эволюции - в преобразовании нестройных, хаотических движений в стройные, в повышении «качества стройностей в природе», что сообщает развитию векторный, восходящий характер.
Слайд 5В отличие от Циолковского, считавшего, что жизнь буквально кишит в космосе, Умов
был убежден в единственности и уникальности жизни на планете Земля. Во Вселенной масса живого вещества совершенно ничтожна, однако, раз возникнув, жизнь стремится удержаться в бытии и создает разум как орудие дальнейшего своего развития.
Будущее, подчеркивал Умов, за новым эволюционным типом человека - это Homo sapiens explorans (человек разумный исследующий).
Слайд 6Учение о бытии Умова неразрывно с этикой.
«Нисходящее качание маятника – это
любовь в жизни человечества: альтруизм; восходящее качание следует за этим расходом, оно останавливает гирю в ее стремлении к беспредельному хаотическому падению: в жизни человечества это – научное знание. Восходящее качание невозможно без нисходящего, научное знание невозможно без жизни, но только жизнь хаотическая, без толку и цели расходующая свою энергию, не нуждается в научном знании».