О двух языковых мирах - рациональном и поэтическом. Язык жизни и язык литературы

Слайд 2

Рациональный мир

Необходим нормативный, общелитературный язык, а также язык науки.
Для выживания человеку

Рациональный мир Необходим нормативный, общелитературный язык, а также язык науки. Для выживания
достаточно мира, где идеал - точность и однозначность.
Лектор в университете,
депутат в думе,
покупатель в магазине
должны сделать так, чтобы
их высказывание
понималось однозначно.

Слайд 3

Иррациональный поэтический мир

Нужен язык нестандартных смы­слов — поэтические образы, каламбуры, шутки, намеки,

Иррациональный поэтический мир Нужен язык нестандартных смы­слов — поэтические образы, каламбуры, шутки,
придумывание слов, жаргонные, детские слова.
Смысловые сдвиги и нарушение логики — несходное становится сходным, а противоречащее — тождественным.
Это и серьезный, и несерьезный мир,
и его идеал — совмещение как
можно большего числа разных
смыслов на как можно меньшем
языковом пространстве.

Слайд 4

Учись понимать поэтический язык:

1. Прочитайте стихотворение. Как вы его поняли (тема стихотворения,

Учись понимать поэтический язык: 1. Прочитайте стихотворение. Как вы его поняли (тема
главное событие, состояние души лирического героя, настроение, самая важная мысль и т.д.)? Поделитесь тем, что вы прочли между строк.
2. Попробуйте объяснить, что именно задело ваши чувства (в положительном или отрицательном плане). Является ли описанное автором повсеместным, актуальным, понятным многим или это явление, понятное лишь избранным.
3. Постарайтесь выбрать хотя бы несколько слов или выражений, которые, по-вашему, наиболее красивы, удачны, проникают в душу, заставляют почувствовать настроение, просто привлекли своей необычностью.
4. Расскажите, на чём вы споткнулись. В чём причина (недостаточно знаний, непонятные слова и обороты, переизбыток образов, особенности формы, неприятие авторской позиции и т.д.)?

Слайд 5

ЗАЗИМКИ. Б. Пастернак
(1944)
Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё

ЗАЗИМКИ. Б. Пастернак (1944) Открыли дверь, и в кухню паром Вкатился воздух
мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера.
Сухая, тихая погода.
На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
Зима, и всё опять впервые.
В седые дали ноября
Уходят ветлы, как слепые
Без палки и поводыря.
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
Пред ним стоит на перекрестке,
Который полузанесло,
Береза со звездой в прическе
И смотрится в его стекло.
Она подозревает втайне,
Что чудесами в решете
Полна зима на даче крайней,
Как у нее на высоте.

Слайд 6

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

Его после смерти называли «Гамлет XX века», «Рыцарь русской поэзии»,

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК Его после смерти называли «Гамлет XX века», «Рыцарь русской
«Заложник вечности», «Неуставный классик», «Лучезарная душа», «Один на всех и у каждого свой»...
  Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
«Нобелевская премия», 1959

(1890-1960)
Родился в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака.
Окончил гимназию, университет по философскому отделению историко-филологического факультета.
Летом 1912 года изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию (Флоренция и Венеция).
Находясь под сильным впечатлением от музыки А. Н. Скрябина, занимался шесть лет композицией. Первые публикации относятся к 1913 году.

Слайд 7

* * *
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с

* * * Как бронзовой золой жаровень, Жуками сыплет сонный сад. Со
моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.
Где пруд - как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
1912
Имя файла: О-двух-языковых-мирах---рациональном-и-поэтическом.-Язык-жизни-и-язык-литературы.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0