Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории

Содержание

Слайд 2

Цели урока: определить особенности шолоховского понимания человеческого сознания в переломные социально-исторические моменты

Цели урока: определить особенности шолоховского понимания человеческого сознания в переломные социально-исторические моменты
и выявить главные черты его «диалектики души», для решения которых выдвигаются следующие

Слайд 3

Глава 1. Общий взгляд на особенности творческой манеры М.А.Шолохова

1.1. Чувство истории
«Отсюда не надо

Глава 1. Общий взгляд на особенности творческой манеры М.А.Шолохова 1.1. Чувство истории
ездить в творческие командировки!
Лучше работается, когда живешь вблизи материала,
по соседству с героями, часто встречаешься с ними,
наблюдаешь их неустанно».(6,25)
(«Известия», 1935, 10 марта)
В романе Шолохова "Тихий Дон" "история выступает как активный элемент содержания, как движущая сила сюжета; в ней герои находят стимулы своих действий, источники мыслей и чувств.
«Точное определение места действия во времени и пространстве, тщательное, с тяготением к документальной точности, изображение бытовых и конкретно-исторических фактов, получающих образное воплощение, - все это определяет историзм повествования, а движение истории – динамику развития сюжета».
Немаловажным фактором предельной точности и историзма романа является огромнейшая исследовательская работа Шолохова.
Историзм произведения также обуславливает тот факт, что «Тихий Дон» был написан сразу же после окончания драматичных событий, по «горячим следам» русской истории.
Именно «глубинное постижение народной жизни на ее великом переломе позволило Шолохову преодолеть трудности совмещения большого фактического, документального материала, хроникально исторических картин и развертывающихся судеб героев.

Слайд 4

1.2. Своеобразие произведения

Герои: простые, зачастую малообразованные люди, из народа, труд – их

1.2. Своеобразие произведения Герои: простые, зачастую малообразованные люди, из народа, труд –
призвание. Одним из основных мотивов, аргументирующих поведение героя, становится отношение к земле.
Народ: «Исторические события писатель дает через восприятие лиц разной социальной принадлежности <…>. Но прежде всего он дорожит мнением народным, критерии оценки ищет в суждении людей труда, втянутых в историческое действие. По изменениям в их судьбе и настроениях он и судит о событиях, о характере процессов общественной жизни».
Композиция: Принцип двуплановости и принцип чередования событий в их причинной и следственной связи, движении и развитии. Шолохов чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои.
Характеры: Писатель стремится прежде всего распознать его человеческую сущность, выведать о тех моральных «потенциях», которые коренятся в характере и проявление которых нередко приобретает противоречивые формы».
Шолохов внес в жанр романа-эпопеи огромный вклад, обогатил его различными приемами, методами изображения и повествования.
Необходимо сделать вывод, что "Тихий Дон» - уникальное по своей сути и структуре произведение, оно как произведение эпическое по жанру и трагическое по и своему пафосу несет на себе печать тридцатых годов XX века.

Слайд 5

Глава 2. Образ Григория Мелехова в романе Шолохова М.А. «Тихий Дон»

2.1. Историзм

Глава 2. Образ Григория Мелехова в романе Шолохова М.А. «Тихий Дон» 2.1.
Григория Мелехова
Прототип – казак Харлампий Ермаков, его «военная биография» хорошо была известна писателю, и основные ее вехи использованы писателем в биографии центрального героя романа».
Но «прототип Григория Мелехова Харлампий Ермаков, по словам хорошо знавших его людей, был лишен того, что "Шолохов вдохнул в душу Григория, - страсти, обаяния, мучительного искания правды "». «Григорий же - весь в искренних, мучительных для него исканиях».
Григорий Мелехов – «вымышленное лицо, плод художественной фантазии писателя, создавшего образ громадного художественного обобщения». И «историзм созданного Шолоховым характера совсем не в том, что его биография повторяет отдельные моменты биографии реального лица, а, прежде всего в том, что, опираясь на эти реалии судьбы одного человека и воплощая их в характере героя эпического повествования, Шолохов раскрывал судьбу Григория Мелехова как типическую судьбу народного героя. <…> Ведь «герой эпического, исторического повествования всегда выразитель народной судьбы, истинно народных исканий и устремлений».

Слайд 6

2.2. «На грани в борьбе двух начал»

Герои Шолохова – дети своего времени.

2.2. «На грани в борьбе двух начал» Герои Шолохова – дети своего
Исторически осязаемое время опаляет каждого изображаемого в романе человека, с ним связано осознание себя как личности, поведение героев и их отношение к жизни.
Рисуя хутор Татарский, Шолохов по существу обнажает социальный разрез современного общества с его экономическим неравенством и классовыми противоречиями начала XX века.
Что же происходит с человеком во время исторического и социального слома? Что происходит с людьми? Как у одних вдруг поднимается ощущение дома, чести и они идут и жертвуют своей жизнью за свои идеалы, а другие считают, что возможно грабить, убивать, насиловать – революция, война, бунт все спишут?.. На эти и другие вопросы Шолохов отвечает нам посредством образа Григория Мелехова, образа, вызвавшего раздумья над человеческой судьбой.
Как нам понимать Мелехова? Отчего он так неустойчив и что поучительного в горьких уроках его судьбы? Почему основным героем стал именно он, а не кто-то другой с более ясным пониманием событий, определенностью взглядов?...

Слайд 7

2.2.1. Мирное время

2.2.1. Мирное время

Слайд 8

Григорию Мелехову исполнилось всего лишь 18 лет, когда впервые мы встречаемся с

Григорию Мелехову исполнилось всего лишь 18 лет, когда впервые мы встречаемся с
ним на первых страницах романа.
Внешность: «Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Уже портретная характеристика, соотнесенная с только что поведанной историей его деда Прокофия, создает впечатление о человеке ярком, по-юношески порывистом и неукротимом.
Основные черты характера: Диковатый, «взгальный», «истованный черкесюка», он в то же время человечен и прост, чуток и наблюдателен, ради своей цели идет напролом. Всем существом своим сопротивляется он лжи, насилию. В нем с детства воспитаны человечность, любовь к земле, природе, животному миру. В характере у Григория как раз много черт, которые незаменимы в ратном походе: неподдельное бесстрашие, товарищество, презрение к опасностям и превратностям судьбы. Из этих черт да еще из трудолюбия и складывается тот душевный дар, которым наделен Григорий, - его человечность.
В целом в первых частях «Т.Д.» дается как бы экспозиция образа, прочерчиваются контуры характера, намечаются те природные основы, которым еще предстоит развиться, обрести более четкие формы. Писатель зорко следит, чтобы нравственный потенциал характера, его сокровенная сущность постоянно напоминали о себе, просвечивая сквозь грубоватую непосредственность простого человека.

Слайд 9

2.2.2. На войне

Война, как социальное явление, всегда опустошает, угнетает человека изнутри, ломает

2.2.2. На войне Война, как социальное явление, всегда опустошает, угнетает человека изнутри,
его. Это происходит и с главным героем романа.
На войну Григорий пришел чутким, открытым, веселым, но война вытащила из него всю яркость, всю эту незыблемость человеческого счастья, которая держит человека, служит его каркасом. Григорий видит смерть, Григорий сам становится носителем смерти.
Григорий вступает на путь нравственного распутья и забытья.
Война стала отправной точкой всех метаний и поисков его. Далее его ждала еще более тяжелая и крутая дорога – революция.

Слайд 10

2.2.3. В революции

2.2.3. В революции

Слайд 11

История человека, разбуженного революцией к активной исторической деятельности, входит в произведение как

История человека, разбуженного революцией к активной исторической деятельности, входит в произведение как
его сюжетный лейтмотив.
Григорий проходит путь сложный, извилистый, то и дело спотыкается о камни, которые разбрасывает революция на пути своего развития, Григорий находится в постоянном поиске истины, в поиске «золотой середины», существование которой было невозможно.
Но все-таки кто же он, главный герой: «жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?»
Мелехов – не одиночка, не отщепенец, как его иногда преподносят. Его отличают высокие человеческие качества народного характера, несокрушимого жизнелюбия и счастливой способности восприятия прекрасного на земле. Какие бы испытания не переносил Мелехов, он всегда оставался человеком. И это главное, чем он дорог читателю.
И необходимо, важно учесть, что в ответственную минуту, когда возникает возможность выбора, Григорий, как правило, подчиняется побуждениям, идущим от народных, трудовых основ его характера. Это придает его образу, при всей его сложности и противоречивости, цельность и законченность.

Слайд 12

2.2.4. Образ дома и семьи

«Дом человеческий, очаг семьи является святыней,
самым природным

2.2.4. Образ дома и семьи «Дом человеческий, очаг семьи является святыней, самым
во всей человеческой жизни.
Без дома человек – перекати-поле, обсевок, пустышка, не имеющая корней».

Слайд 13

«Все движение героя в чрезвычайно сложном пространстве романа, между «домом» и «войной»

«Все движение героя в чрезвычайно сложном пространстве романа, между «домом» и «войной»
- это путь хождения по мукам с открытым всему, «разворошенном» сердцем. Мир дробится, герой ищет цельности».
Именно к родной земле, неожиданным воспоминаниям из детства, к родным постоянно обращается Григорий, «беседуя» с собой, находясь вдали от дома.
Изображая Мелеховых, писатель стремится исследовать нравственно-психологические возможности, которые делали реальной перспективу их деятельной жизни в условиях революционной действительности.
Григорий испытывается не только историческими событиями, но и испытывается силой коренных устоев, семейных - незыблемых в семье Мелеховых; он испытывается пленительными образами Натальи и Аксиньи, которые представляют собой третье «начало» противоборства человеческих чувств; Григорий проверяется временем на незыблемость гуманистических начал.
Писатель пытается донести до читателя те вечные ценности, которые должны всегда оставаться в душе человека, несмотря на всю горечь окружающего, на все испытания, которые преподносит нам жизни.

Слайд 14

Глава 3. Судьбы людские, судьба народная 3.1. Человек, история и народ

Рассмотрев образ

Глава 3. Судьбы людские, судьба народная 3.1. Человек, история и народ Рассмотрев
Григория, как центрального героя эпического повествования, необходимо сделать вывод, что проблема «человек и история» ставится в «Тихом Доне» как проблема ответственности личности перед историей и истории перед личностью.
Важнейшим и даже определяющим сюжетным мотивом становится не борьба на той или другой стороне, а поиски своего места в жизни, до основания потрясенной революционным взрывом. Эти искания захватили широкие массы, определяли судьбы отдельных людей.
И народ в "Тихом Доне" - не объект стороннего наблюдения, а субъект бытия, и авторская точка зрения совпадает с народной, ибо события изображаются "изнутри" происходящего. В этом новизна реализма Шолохова.
«Шолохов в романе исследует две стороны народного сознания, которые проявились в годы революции: с одной стороны – прозрение, стремление к миру, борьбе с интервентами и контрреволюцией; с другой стороны – тяжкие заблуждения, когда люди вставали на ложный путь, поднимали оружие на братьев, объятые страстью мщения. Многие действовали вслепую, стихийно. И писатель этого не оправдывает».
Шолохов противопоставил преступлениям перед народом красоту человеческих чувств, счастье земного бытия, гуманизм, победное шествие нарождающейся жизни.
И каждому человеку есть о чем вспомнить, что почерпнуть, всмотревшись в это полотно. В том числе и человеку самого молодого поколения, которое еще только вступает в жизнь.

Слайд 15

3.2. Cобственный взгляд

Революция столкнула старое и новое, она выявила и обнажила

3.2. Cобственный взгляд Революция столкнула старое и новое, она выявила и обнажила
страшную сущность человека, в которой произошла переоценка ценности человеческой жизни, когда брат пошел на брата.
М.А.Шолохов в "Тихом Доне" попытался отстоять приоритет человеческой жизни, истинных ценностей, противопоставленных общественной идее. Проблемы, поднятые Шолоховым, заставили задуматься о нынешнем времени, о сегодняшней жизни и о том, что происходит в сознании человека XXI века.
При переходе в XXI век произошла очередная перестройка общественного сознания, поменялись политические и социальные приоритеты. Человеческое сознание и приоритеты сегодня - какие они? Что ждет Россию в будущем?
В целом мы пришли к выводу, что молодое поколение стремится проявить свою активную гражданскую позицию, интересуется, старается в вникнуть в смысл происходящего, а не отрицает происходящие периодические изменения в стране.
Нам кажется, что история познается только в индивиде, так как человек — историческое существо, он не живет в истории, он сам история, «человек познает себя только в истории». И глубина этого познания должна не только не уменьшаться, она должна расширяться и увеличиваться. История для нас должна быть историей предостережения от будущих ошибок. И не смотря на то, что данная позиция для классики является вечной, она действительно звучит очень современно.

Слайд 16

Заключение

Этот мир революции – это искушение, которому поддались многие, это страшная вещь,

Заключение Этот мир революции – это искушение, которому поддались многие, это страшная
когда собственные святыни оказались ненужными, когда человека захватила неведомая сила и вымыла почву из под ног, вынула стержень религиозности и самоценности жизни, и человеку стало не за что держаться в этом огромном мире. Колесо истории многих размолотило, кого-то сделало сильнее, а кого-то вынесло в вечность.
«Отражая в художественных образах исторические события революционной действительности, узловые моменты эпохи, определявшие судьбы народов, писатель утвердил в романе неумолимое торжество нового, гибель всего, что мешает его победному движению. Эпос истории и трагедия героя органически слились в характере центрального героя, познавшего всю сложность социальных столкновений эпохи. Они прошли через его сердце, не утратившее, при всех горьких заблуждениях». Главный герой романа - воплощение высшей правды контроля самой жизни над безумствами, горечи и тревоги по поводу управления человеческой жизни. Здесь вопрос об истории переформулируется в вопрос о понимании жизни. И мы думаем, что данное произведение особенно актуально, так как современное понимание духовности, интеллектуализма включает такой аспект как сбережение жизни на земле, народосбережение.
Однажды Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». И ему это действительно удалось…